3-й благочиннический округ

Землянского уезда

Воронежской епархии

КРАСНАЯ ДОЛИНА.

ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


Согласно одной истории, на территории прихода церкви села Красная Долина находился Покровский женский монастырь или община; в 1747 году был построен каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Однако эта история – не более чем красивая легенда. Её опровергает дело, обнаруженное в Российском государственном историческом архиве: «По донесению Преосвященного Тихона епископа Воронежского, о построении по прошению Прокурора Якова Охотникова в собственном сельце деревянной церкви». Как следует из донесения епископа Воронежского от 14 марта 1787 года, владельческое сельцо Красная Долина до появления в нём храма принадлежало приходу села Успенского (Касторного)[1]. Помещик и прокурор Яков Андреевич Охотников подал прошение епископу Тихону, в котором сообщил, что в Землянской округе владеет сельцом Красные Долины, принадлежащим к приходу села Успенского (Касторного). Из-за большой отдалённости от приходской церкви Яков Андреевич просит позволения выстроить в своём сельце деревянную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Успения святой Анны (матери Пресвятой Богородицы)[2]. При проведении следствия по делу выяснилось, что в церковный приход нового храма пожелали войти местные помещики и их крепостные крестьяне: действующий старший советник Лукьян Иванович Камынин деревни Олым (73 двора), капитан Василий Иванович Танеев деревни Озёрки (29 дворов), 8 дворов прочих. Всего 110 дворов, в них 454 души мужского пола и 351 душа женского пола – всего 805 душ обоего пола. Деревня Озёрки в ту пору формально принадлежала к приходу села Касторного (Олым), но официально в какой-либо приход ещё не зачислена, требы в нём выполняли священники вблизи расположенных сёл[3]. «Все оные селения между собой в близком расстоянии, а от церкви села Успенского находятся на расстоянии от 9 до 15 верст, за реками и большими буераками, чрез которые в весеннее и осеннее время проезду не бывает»[4]. Под церковь, кладбище, будущее поселение церковного причта и священников, на пашни и сенокосы Охотников обязался из собственных дач выделить землю[5]. В Успенском приходе села Касторного остаётся 128 дворов, 451 душа мужского пола и 469 – женского. В конце своего донесения епископ указывает: «В рассуждении каковых обстоятельств в помянутом сельце Красных Долинах построить вновь церковь, по мнению моему, дозволить можно. 14 марта 1787 года»[6]. 14 мая 1787 года Святейший Правительствующий Синод слушал «…доношение Преосвященного Тихона епископа Воронежского... о построении в сельце его (Я. Охотникова – прим. автора) Красных Долинах вновь деревянной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Успения святые Анны… Приказал: В помянутом сельце Красных Долинах вновь деревянную церковь на основании представления Преосвященного Воронежского в рассуждении вышеприведённых обстоятельств построить дозволить. О том дать указ Преосвященному Воронежскому, и при нём подлинное следственное дело отослать обратно[7]. Подлинное подписали 19 мая 1787 года: Гавриил, Митрополит Новгородский. Иннокентий, Архиепископ Псковский. Симеон, протоиерей. Обер-секретарь Григорий Рудаковский. Секретарь Александр Пасторов»[8]. 2 июня 1787 года епископ Тихон рапортовал Святейшему Правительствующему Синоду о получении указа[9]. По неведомым причинам храм Охотниковым конструктивно был построен абсолютно не таким, как планировался изначально. Его соорудили каменным без придела Успения святой Анны. По имеющимся данным архимандрита Димитрия Самбикина, церковь в селе появилась в 1803 году: «…Каменная с колокольнею, построена в 1803 г. Помещиком Охотниковым. Земли усадебной 3 дес., пахотной и сенокосной 37 дес. Прихожан 600 душ. Деревня Раздолье»[10]. В страховой оценке каменной Покровской церкви за 1910 год указан год постройки 1803[11] – этот год и следует считать временем окончания стройки современного храма.

В архивном фонде Отдела управления Воронежского губернского исполнительного комитета за 1922 год в списке действующих церквей Землянского уезда Краснодолинской волости официально значится Покровская церковь села Красная Долина – каменная, площадью 100 кв. саж. Договор с уездным исполнительным комитетом не заключён. Церковь действующая[12]. Изъято церковных ценностей: сосуд-чаша, 2 малых креста, дискос, крест, 2 тарелки, лжица, звездица, 5 серебряных риз с икон, оправа с Евангелия, 2 крышки с Евангелий[13]. До середины 1930-х годов храм оставался действующим. С 1934 года перестал действовать, и с того же времени распалась церковная община[14].

24 мая 1940 года Касторенский районный исполнительный комитет принял решение: «…Закрыть церковь села Красная Долина Краснодолинского сельсовета. Просить облисполком утвердить решение. Передать здание храма на нужды района»[15]. 8 июня 1940 года Курский областной исполнительный комитет официально поддержал решение районного исполнительного комитета и постановлением № 17 закрыл храм – здание было передано райисполкому для дальнейшего использования под местные нужды района[16]. Во время немецко-фашистской оккупации церковные богослужения в храме возобновились. 13 мая 1945 года подписан договор между верующими села Красная Долина и райисполкомом о безвозмездной передаче в бессрочное пользование каменного здания храма[17]. При заключении договора составлена инвентарная опись храма – всего 49 наименований: 50 деревянных икон среднего размера; серебряные: дискос, дарохранительница, лжица, звездица; 1 медный колокол весом 1 пуд и т. д.[18] С 1943 года церковь является действующей. В 1968 году Касторенский райисполком дал официальное разрешение на проведение ремонта храма[19].

14 мая 1991 года, в соответствии с Законом РСФСР от 25.10.1990 «О свободе вероисповеданий», зарегистрировано религиозное объединение Православный приход Покровской церкви Курской епархии РПЦ в селе Красная Долина. С 1998 года храм является памятником культовой архитектуры регионального значения. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красной Долине. Середина XX в.


ЯВЛЕНИЕ ИКОНЫ (ВОСПОМИНАНИЯ ОТЦА ВАСИЛИЯ ТЕНЬКОВА)


Протоиерей Василий длительное время служил протодиаконом в Покровском соборе города Воронежа. Став священником, 28 лет прослужил в Красной Долине.
Он вспоминает: «…Свой приход получил в сложное время. Там как раз произошло явление – на стене колокольни проявился образ Божией Матери. Со всех концов Советского Союза приезжали верующие засвидетельствовать чудо… Власти обвинили старосту Евдокию: мол, это она каким-то образом туда поместила… Разумеется, так сделать было никак нельзя… Из брандспойтов так били по стенам, что образ уничтожили, и кирпичи размыли… При оформлении на службу мне строго-настрого было заказано: Евдокию ни под каким предлогом не допускать…»[20].

В справке Краснодолинского сельского совета староста Евдокия охарактеризована так: «…Председатель церковного совета Евдокия Евдокимовна Жилинская активно содействует церкви…»[21]. Е. Е. Жилинская, 1904 года рождения, председатель церковного совета церкви села Красная Долина, член «двадцатки» (общеупотребимое название минимального кворума из 20-ти человек, необходимого для регистрации религиозной общины в СССР. Фактически «двадцатка» являлась учредительным органом такой общины) с 1960 года, проживала в селе Красная Долина[22]. Чудесное явление иконы Божией Матери произошло в 1972 году

Примечания:

[1] Дело по донесению Преосвященного Тихона Епископа Воронежского, о построении по прошению Прокурора Яко­ва Охотникова в собственном сельце деревянной церкви // РГИА. Ф. 796. Оп. 68. Ед. хр. 125. Л. 1 – 1об.
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] Там же. Л. 5 – 5об – 6.
[6] Там же. Л. 1 – 1об.
[7] Там же. Л. 1 – 1об.
[8] Там же. Л. 5 – 5об. – 6.
[9] Там же. Л. 9.
[10] Димитрий (Самбикин Дмитрий Иванович; архиеп. Ка­занский и Свияжский; 1839 – 1908). Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии : Вып. 1 – 4 [Текст] / Д. И. Самбикин. – Воронеж : тип. В. И. Исаева, 1884 – 1885. – Т. 1. – С. 127.
[11] Страховой отдел – страховые документы на церковное имущество по епархиям и уездам // РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Ед. хр. 243. Л. 39 – 41.
[12] Собрание сведений о церквях, монастырях, молитвен­ных зданиях, находящихся в уездах Воронежской губернии // ГАВО. Ф. Р-4. Оп. 1. Ед. хр. 473. Л. 67об. – 68.
[13] Описи церковных ценностей Воронежской губернии, изъятые в пользу голодающих Республики // ГАВО. Ф. Р-18. Оп. 1. Ед. хр. 402. Л. 143об.
[14] Материалы о закрытии церквей Касторенского района // ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 4. Ед. хр. 36. Л. 70.
[15] Там же. Л. 68.
[16] Там же. Л. 67.
[17] Касторенский Исполнительный комитет районного со­вета депутатов трудящихся // ГАКО. Ф. Р-3929. Оп. 3. Ед. хр. 238. Л. 2, 7.
[18] Там же. Л. 8.
[19] Там же. Ед. хр. 214. Л. 83.
[20] Ефремов, Э. П. Ходим по дорогам святых... [Текст] / Э. П. Ефремов. – Воронеж : Воронежская обл. тип. – изд-во им. Е. А. Болховитинова, 2009. – С. 79.
[21] Касторенский Исполнительный комитет районного со­вета депутатов трудящихся // ГАКО. Ф. Р-3929. Оп. 3. Ед. хр. 238. Л. 15.
[22] Там же. Ед. хр. 238. Л. 32.; Ед. хр. 214. Л. 127.

Иерей Александр Шашкин. Из книги "Касторенские святыни"

Made on
Tilda