КОТОВКА (БОГОЯВЛЕНСКОЕ).
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ,
МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО
До возведения своего храма деревня относилась к приходу Николаевкой церкви села Николаевка (Офросимово). Из-за дальнего расстояния от приходской церкви, на пути к которой находились логи
(широкие, значительной длины овраги с отлогими склонами. – Ред.) и яры
(высокие, обрывистые, вогнутые, обычно речные и не затопляемые в половодье берега. – Ред.), осенью из-за дождей, зимой – из-за сильных снегов, во время весеннего разлития воды при проезде через них бывали трудности, жители терпели нужды в требах: напутствия Святыми Тайнами и Елеосвящением больных, совершения святого Крещения над новорождёнными младенцами и т. д. Престарелые, оставаясь в своих домах, лишались необходимого утешения при их преклонных летах слышать Божественное Слово, а малолетние «по их юному и слабому рассудку» – поучения в Божественном Писании. В связи с этим государственные крестьяне с общего согласия помещиков, находящихся в деревне, пожелали устроить в Котовке на собственные средства деревянную церковь во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Жители деревни Котовка письменно обязались содержать при будущей церкви священно-церковнослужителей, обеспечить их землёй пахотной, сенокосной и усадебной, построить каждому из них дом с необходимой пристройкой и оградой,
«…продовольствовать их по сильной и достаточной мере. На что и Воронежская Палата Государственных Имуществ, как из её сообщения от 18 февраля сего года за № 3060 видно, изъявила своё согласие»[1].
22 февраля 1844 года поверенные от общества государственных крестьян деревни Богоявленской (Котовка) Федот Рыкунов и Григорий Чуйков подали прошение архиепископу Воронежскому и Задонскому Антонию с просьбой разрешить их доверителям в деревне Котовка построить деревянную церковь на каменном фундаменте во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского
[2].
В приходе села Николаевка (Офросимово) мужского пола 883 души, которые составляют 220 дворов. После исключения из прихода крестьян деревни Котовка 406 и душ, которые составляют 106 дворов, остаются при церкви села Николаевка 477 душ, а дворов – 119.
Местоположение, на котором предполагалось строить церковь, по свидетельству следователей оказалось хорошее, оно находится на отдельной ровной площадке. Представленный для возведения церкви план Воронежской губернской строительной комиссией был одобрен
[3]. В донесении Святейшему Правительствующему Синоду от 19 декабря 1844 года архиепископ Антоний пишет:
«…дозволить устроить в оной деревне Богоявленской с определением к сей церкви особого штата священно-церковнослужителей до времени без диакона. Оставив села Никольского Офросимово тож, Николаевскую церковь по-прежнему с полным штатом…»[4]. Определением от 19 января 1845 года Святейший Синод приказал:
«По представленным Воронежским епархиальным начальством уважением, построение в деревне Богоявленской по рассмотренному местной Губернской строительной комиссией проекту – деревянной, на каменном фундаменте, церкви, и учреждении при ней отдельного прихода, и отдельного комплекта священно-церковнослужителей без диакона, дозволить на условиях, пояснённых в заключении епархиального начальства по сему предмету. О чём и послать Преосвященному Антонию указ, возвратив при этом упомянутые проект и делопроизводство, консистории. А в комитет об изыскании способов к улучшению состояния сельского духовенства передать для ихних впредь собраний, выписку из сего определения. Подлинное подписали 29 января 1845 года, Антоний митрополит Новгородский и С. Петербургский, Венедикт архиепископ, Илиадор архиепископ Курский, Гедеон архиепископ Польский, Обер-священник Василий, за обер-секретаря Феодор Яковской, секретарь Иоанн»[5].
По данным, которые сообщает архимандрит Димитрий Самбикин,
«Церковь деревянная, с колокольнею, построена в 1847 году; причта при этой церкви не положено, и она приписана к Николаевской церкви с. Офросимова или Николаевка, но есть причт из двух лиц. Земли усадебной 3 десятины; пахотной 33 дес. Есть план и межевая книга. Прихожан 770 душ; деревня Благодать»[6].
В страховой оценке за 1910 год указано:
«Села Богоявленского Димитриевская церковь деревянная, на кирпичном фундаменте. Снаружи обита тёсом и покрашена масляной краской. Внутри не оштукатурена, но покрашена масляной краской, покрыта железом. Длинна церкви считая и колокольню, 35 аршин, а наибольшая ширина 12 аршин. Больших окон 16, малых 6. Трое деревянных, створчатых наружных дверей, а внутренних таких же дверей четверо. Иконостас длиною 12 аршин и высотой 12 аршин, оценён в 500 р. Колокольня в два яруса, общая высота 18 аршин. Построена церковь в 1847 году, строение хорошо сохранилось. Оценка церкви, иконостаса и колокольни вместе, 4000 р. На западной стороне в 10 саженях от церкви на кирпичном фундаменте стоит деревянное, крытое железом здание, построенное в 1891 году. В этом здании помещаются, церковная сторожка и церковно-приходская школа. Сторожка имеет в длину 9 аршин, в ширину 9 аршин, в высоту 3,5 аршина, четыре окна и одну дверь. Церковно-приходская школа имеет в длину 30 аршин, в ширину 6 аршин, в высоту 4 аршина, 9 окон и две двери. Оценка сторожки и школы вместе 500 р. В 16 саженях от церкви, на северной стороне, стоит общественный магазин, деревянный, крытый соломой»[7].
В архивном фонде Отдела управления Воронежского губернского исполнительного комитета за 1922 год в списке действующих церквей Землянского уезда Краснодолинской волости значится Димитриевская церковь села Котовка, деревянная, площадью 100 кв. сажень. Договор с уездным исполнительным комитетом не заключён. Изъято церковных ценностей: сосуд, дискос, лжица, звездица на сумму 2 ф. 77 зол. Церковь действующая
[8]. Дело по закрытию церкви было начато в апреле 1935 года. Было «хорошее» основание к этому: решено разобрать храм «ввиду опасности разрушения», на что был составлен акт 25 апреля. В нём говорится: церковь срублена из дерева разных пород и построена 150 лет тому назад
(храму было 88 лет – прим. автора)[9]. Этим актом было положено начало закрытия храма в нарушение законодательства того времени, осмотр производился без участия представителей общины верующих
[10]. Согласно действовавшим на тот момент нормам, местные власти не имели полномочий закрывать храмы, решение принималось областным исполнительным комитетом. Несмотря на это, председатель сельского совета М. Н. Сидоров 8 июля 1935 года проводит расширенный пленум Котовского сельсовета, на котором рассматривается вопрос о закрытии церкви:
«Слушали доклад председателя с/совета М. Н. Сидорова о ремонте приходской церкви и зачитку акта о состоянии, составленного комиссией из членов инженерно-технического персонала от Олымского сахзавода и членов колхоза Красного сахарника. Постановили: ввиду пришедшей в полную ветхость Котовской приходской церкви за время ея лет существования… закрыть навсегда церковь или же сломать таковую, а если найдётся покупатель, продать на слом. На основании составленного акта комиссией от инженерно-технического представителя и членов колхоза от 25 апреля 1935 года, группа верующих для нового переоборудования церкви средств, в сумме 25 000 не изыскала»[11]. В тот период средняя заработная плата составляла 250 рублей в год. Согласно документу «О лимитах стоимости жилищного строительства на 1934 год» квартира площадью 30 кв. м обходилась государству в 2700–3000 рублей. Оценка ремонта храма составила 25 000 рублей – это огромная сумма, неподъёмная для общины.
1 августа 1935 года Касторенский районный исполнительный комитет документы о закрытии храма направляет в Комиссию по вопросам культов. Там посчитали, что материалов для закрытия церкви недостаточно, о чём сообщила РИКу с подробной инструкцией к дальнейшим действиям. Верующие села Котовка, отстаивая свою церковь, пишут заявления, чтобы им передали здание. Из материалов дела видно, что для задержки передачи храма верующим у местных властей не было оснований, но, несмотря на это, он продолжал быть закрытым:
«…Имея в виду, что здание церкви в настоящее время из-под ссыпки хлеба освобождено – не видим законных причин и оснований задерживать передачу здания церкви в пользование верующим…»[12]. Предложение о передаче храма верующим чиновники не спешили выполнять. Хотелось бы заметить тот факт, что, согласно акту технического осмотра церкви от 25 апреля 1935 года, здание церкви было аварийным на 80%. Исходя из документов, имеющихся в деле, видно, что с 1935 года помещение храма села Котовка использовалось колхозом для ссыпки хлеба
[13]. По заключению комиссии, здание угрожало обвалом, нет окон, дверей, крыша аварийная, несмотря на это постройка используется для хранения хлеба. Объективность технической комиссии вызывает большие сомнения. Вероятно, сельскому совету нужно было помещение, и по распространённой практике того времени руководство решило занять здание церкви. После такого использования зданию храма был нанесён немалый технический ущерб. Письмо верующих села Котовка, адресованное в Комиссию по вопросам культов Курского областного исполнительного комитета с просьбой разобраться, даёт представление, как закрывался храм:
«От верующих Курской области Касторенского района Котовского сельсовета. Мы граждане верующие Касторенского района Котовского сельсовета настоящим сообщаем и просим контрольною комиссию исполнения во главе с председателем этой комиссии разобрать нашу это заявление то, что церква наша отделена от государства. И государству церква ни в чём не мешает ни в каких делах. Налог, какой на церкву налагается наша церква выполняет, вовремя и срок. Но председатель Котовского сельсовета почему-то нашу церкву закрыл самовольно вот как уже год тому назад не спросил на то согласия населения, сделал на свою волю. А как во всём нашем районе служат церкви. А 10 июля 1936 Сидоров вытребовал из района комиссию, эта комиссия обследовала церкву, комиссия была эта пияная и пред-сельсовета тов. Сидорова настаивал на том, чтобы комиссия закрыла церкву и чтоб сломать. Церква наша дубовая очень крепкая. Что этот Сидоров хочет этим своим разгильдяйством доказать? Наша церква ничего не мешает ни в каких делах. Пусть тов. Сидоров несёт массе жизнь счастья жизни культуры. Но Сидоров культурною жизни не строит, в него только одно: развалить наш храм, товарищи, просим вас как мы верующие, неужели наша советская власть разрешает таким разгильдяем разрушать без дела нашу церкву, неужели вы этому тов. Сидорову дали власть безобразничать и этим подрывать советскою власть, мы очень потревожены его поступком. И просим Контрольною Исполнительною Комиссию выслать к нам на место своего члена комиссии, который вскроет все безобразия. Просим выслать, и расследовать это дело нашей закрытия церкви. Ждём ответ. Подпись верующих (без подписей – прим. автора)»[14]. Вот такое письмо. Читаешь его и чувствуешь дыхание того времени, настроения людей, болеющих за церковную жизнь. Чувствуешь настроение безбожников, ищущих любой ценой воспрепятствовать духовной жизни верующих, которые наивно верили, что ещё кто-то может им помочь. В ответ РИК сообщил облисполкому: «Касторенский РИК сообщает, что церковь села КОТОВКА возвращена верующим гражданам 18.08. – 36 года»
[15]. Как видно из следующего документа, несмотря на сообщение в облисполком о возвращении 10 августа 1936 года церкви верующим села Котовка, богослужения в 1936 году не возобновились. Это видно из письма председателя Котовского сельского совета М. Н. Сидорова в Курский областной исполнительный комитет и Москву, во Всесоюзный центральный исполнительный комитет:
«…церковь в течение 1935 – 36 гг. Религиозных обрядов не производилось. По ходатайству группы верующих Курским облисполкомом ходатайство удовлетворено, и церковь вновь открыта для произведения религиозных обрядов (прим. в 1937 г.). С/совету непонятно почему Вами разрешено совершение обрядов в непригодной для этой цели церкви. Во избежание могущей быть катастрофе в предстоящие пасхальные дни в церкви, Котовский с/совет просит срочно пересмотреть решение о допуске произведения религиозных обрядов в указанной церкви. Материал-технические акты имеются у Вас и Касторенском РИКе. О вашем решении просим поставить нас в известность Котовского с/с Касторенского района»[16]. После сообщения из Москвы Комиссия по вопросам культов пишет, что нужно провести новый технический осмотр здания церкви:
«В связи с сообщением Котовского сельсовета о недопустимости совершения религиозных обрядов в Котовской церкви, так как здание последней пришло в ветхость и угрожает обвалом, прошу срочно выслать в Котовский сельсовет техническую комиссию по осмотру здания церкви с участием представителя РИКа и техника и, если здание церкви действительно угрожает обвалом, в порядке ст. 46 постановления ВЦИК и СНК от 8.04.1929 немедленно воспретить совершению в церкви религиозных обрядов. При осмотре должны присутствовать представители общины верующих…»[17]. Результатом нового технического осмотра здания церкви стал акт, на основании которого в дальнейшем будет вынесено решение о закрытии храма.
«1937 г. 19 июня м-ца с. Котовке по поручению Президиума Касторенского райисполкома техническая комиссия в составе заместителя председателя Касторенского РИКа Н. Д. Зайченко, глав. инспектора Олымского сахзавода С. П. Замятина, техника строителя Благодатенского Треп. комбината Ювостранстрома НКПС Григория Павлов. Дурова в присутствии представителей общины верующих Котовской церкви /Дмитриевской/ Кривошеевой Варвары Ивановны, Рыкуновой Любови Васильевны, Ивановой Марии Ефремовны, Рыкунова Ивана Ивановича и др. в количестве 15 чел., председатель совета М. Н. Сидоров, заместителя пред. с/совета Юракова Игната Григор. и инженера сахзавода Гончарова Ивана Авер. произвели технический осмотр Дмитриевской церкви, найдено: время постройки церкви представители общины не помнят, старше всех по возрасту, представитель Рыкунов Иван Иван., которому 70 л. тоже не помнит. Церковь деревянная, крытая железом, построена на кирпичном фундаменте. Комиссия находит, что фундамент кирпичный, за отсутствием ремонта и ветхости имеет несколько трещин, местами совершенно разваливается /около звонницы совершенно/, венец окладной дубовый лежащий на фундаменте сгнил, отливы на фундаменте отсутствуют. Колокольня имеет наклон на юго-восточ. [направление]
. Лестница и половые прикрытия лестницы ветхие. Пол в главном корпусе и алтаре имеет прогибы / зыбкость, дрожит тоже в алтаре. Оконные коробки в основании сгнили во всех окнах. Подоконники сгнили. Оконные переплёты неисправны, большая часть не остеклена, а отдельные оконные рамы заставлены железом, иконами. Простенки между окнами частично сгнили, имеют выпуклость. Средняя стена главного корпуса имеет выпуклость. Отсутствует крыльцо входной двери с южной стороны, с северной и западной стороны обои находятся на временных подпорках, технически недопустимы, так как угрожают падению. Крыша железная требует ремонта. Наружная дощатая обшивка частично сорвана. Обшивка на углах совершенно сорвана. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: комиссия находит невозможным производство религиозных обрядов в церкви без соответствующего ремонта, устраняющего опасность для жизни верующих...»[18].
Когда читаешь эти материалы, можно подумать, что власти очень сильно заботились о безопасности и здоровье верующих. Однако вовсе не забота о людях двигала вершителями судеб того времени, а раболепное желание угодить безбожной власти и фанатичная ненависть к прошлому, навеянная большевистской идеологией:
«Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем...»; а что последовало «затем», мы видим сейчас, в окружающем нас мире жестокости, насилия, потребительского отношения к жизни, когда в людях вытравили последние искорки веры.
Обоснование, выдвинутое комиссией, о том, что церковь находится в аварийном состоянии и вскоре может упасть, оказалось очень удобным для властей того времени; и людьми, строящими новую жизнь, приговор церкви был вынесен.
12 июля 1937 года Президиум Касторенского районного исполнительного комитета выносит решение:
«…утвердить постановление президиума Котовского сельсовета и акт технической комиссии по закрытию церкви в с. Котовка»[19]. Комиссия по вопросам культов областного исполнительного комитета посчитала, что недостаточно документов для передачи дела в президиум облисполкома и запросила от райисполкома дополнительные бумаги
[20]. Председатель сельского совета подал жалобу в Комиссию по вопросам культов облисполкома на затягивание райисполкомом закрытия церкви в селе Котовка. Райисполкому пришло сообщение от председателя вышеназванной комиссии:
«…ускорить высылку нам документов по делу закрытия Котовской церкви...». «До окончательного решения дела нами, временно... воспретите совершение религиозных обрядов в здании Котовской церкви, как угрожающем обвалом, согласно акту технического осмотра здания от 19 июня т. г.»[21]. Несмотря на это, закрытие церкви затягивалось. 15 сентября 1937 года от председателя Котовского сельсовета поступило письмо, в котором излагалась просьба принять решительные меры по закрытию церкви
[22]. Но исполком почему-то затянул с оформлением документов на закрытие. Это видно из письма Родионова, председателя Комиссии по вопросам культов облисполкома, направленного 4 октября 1937 года Касторенскому райисполкому, в котором говорилось, что в Комиссию по вопросам культов продолжают поступать запросы от Котовского сельсовета об ускорении закрытия церкви; также в письме выражалось требование не затягивать с высылкой материалов на закрытие Котовской церкви
[23].
Постановлением Комиссии по вопросам культов при Президиуме Курского облисполкома от 4 ноября 1937 года «О закрытии церкви села Котовка Касторенского района» указано:
«Имея в виду, что актом технического осмотра церкви в с. Котовке от 19.06.1937 г., установлено, что здание церкви пришло в ветхость, и угрожает обвалом, в существующем виде к дальнейшему использованию совершенно не пригодно... Церковь в с. Котовка закрыть, передав здание на снос-нужды культурного строительства Котовского сельсовета…»[24]. Хотелось бы заметить, что нигде в документах не обнаружено отказа от ремонта церкви общиной верующих, представитель от общины технический акт осмотра храма не подписал.
Примечания:[1] О построении в деревне Богоявленской деревянной церкви с учреждением прихода // РГИА. Ф. 796. Оп. 126. Ед. хр. 1949/13. Л. 2.
[2] Там же. Л. 1.
[3] Там же. Л. 8об.
[4] Там же. Л. 5 – 5об.
[5] Там же. Л. 9 – 9об.
[6] Димитрий (Самбикин Дмитрий Иванович; архиеп. Казанский и Свияжский; 1839 – 1908). Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии : Вып. 1 – 4 [Текст] / Д. И. Самбикин. – Воронеж : тип. В. И. Исаева, 1884 – 1885. – Т. 1. – С. 75.
[7] Страховой отдел – страховые документы на церковное имущество по епархиям и уездам // РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Ед. хр. 243. Л. 9 – 9об.
[8] Собрание сведений о церквях, монастырях, молитвенных зданиях, находящихся в уездах Воронежской губернии // ГАВО. Ф. Р-4. Оп. 1. Ед. хр. 473. Л. 67об. – 68.
[9] Материалы о закрытии церквей Касторенского района // ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 4. Ед. хр. 36. Л. 65.
[10] Там же. Л. 64.
[11] Там же.
[12] Там же. Л. 62.
[13] Там же. Л. 65.
[14] Там же. 58 – 59об.
[15] Там же. Л. 57.
[16] Там же. Л. 54.
[17] Там же. Л. 51.
[18] Там же.
[19] Там же. Л. 49.
[20] Там же. Л. 48.
[21] Там же. Л. 44.
[22] Там же. Л. 45.
[23] Там же. Л. 40.
[24] Там же. Л. 39.
Иерей Александр Шашкин. Из книги "Касторенские святыни".