3-й благочиннический округ

Землянского уезда

Воронежской епархии

с. Богоявленское (Котовка).

Храм свят. Димитрия Ростовского

КОТОВКА (БОГОЯВЛЕНСКОЕ).


ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ,

МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО


До возведения своего храма деревня отно­силась к приходу Николаевкой церкви села Николаевка (Офросимово). Из-за дальнего расстояния от приходской церкви, на пути к которой находились логи (ши­рокие, значительной длины овраги с отлогими склонами. – Ред.) и яры (высокие, обрывистые, вогнутые, обычно речные и не затопляемые в половодье бере­га. – Ред.), осенью из-за дождей, зимой – из-за сильных снегов, во время весеннего разлития воды при проезде через них бывали трудности, жители терпели нужды в требах: напутствия Святыми Тайнами и Елеосвящени­ем больных, совершения святого Крещения над новоро­ждёнными младенцами и т. д. Престарелые, оставаясь в своих домах, лишались необходимого утешения при их преклонных летах слышать Божественное Слово, а малолетние «по их юному и слабому рассудку» – по­учения в Божественном Писании. В связи с этим госу­дарственные крестьяне с общего согласия помещиков, находящихся в деревне, пожелали устроить в Котовке на собственные средства деревянную церковь во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Жители деревни Котовка письменно обязались содержать при будущей церкви священно-церковнослужителей, обеспечить их землёй пахотной, сенокосной и усадеб­ной, построить каждому из них дом с необходимой пристройкой и оградой, «…продовольствовать их по сильной и достаточной мере. На что и Воронежская Палата Государственных Имуществ, как из её сообще­ния от 18 февраля сего года за № 3060 видно, изъявила своё согласие»[1].

22 февраля 1844 года поверенные от общества госу­дарственных крестьян деревни Богоявленской (Котовка) Федот Рыкунов и Григорий Чуйков подали прошение архиепископу Воронежскому и Задонскому Антонию с просьбой разрешить их доверителям в деревне Котовка построить деревянную церковь на каменном фундамен­те во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского[2].

В приходе села Николаевка (Офросимово) мужского пола 883 души, которые составляют 220 дворов. После исключения из прихода крестьян деревни Котовка 406 и душ, которые составляют 106 дворов, остаются при церкви села Николаевка 477 душ, а дворов – 119.
Местоположение, на котором предполагалось стро­ить церковь, по свидетельству следователей оказалось хорошее, оно находится на отдельной ровной площад­ке. Представленный для возведения церкви план Воро­нежской губернской строительной комиссией был одо­брен[3]. В донесении Святейшему Правительствующему Синоду от 19 декабря 1844 года архиепископ Антоний пишет: «…дозволить устроить в оной деревне Богоявленской с определением к сей церкви особого штата священно-церковнослужителей до времени без диакона. Оставив села Никольского Офросимово тож, Никола­евскую церковь по-прежнему с полным штатом…»[4]. Определением от 19 января 1845 года Святейший Си­нод приказал: «По представленным Воронежским епархиальным начальством уважением, построение в деревне Богоявленской по рассмотренному местной Гу­бернской строительной комиссией проекту – деревян­ной, на каменном фундаменте, церкви, и учреждении при ней отдельного прихода, и отдельного комплекта священно-церковнослужителей без диакона, дозволить на условиях, пояснённых в заключении епархиального начальства по сему предмету. О чём и послать Пре­освященному Антонию указ, возвратив при этом упо­мянутые проект и делопроизводство, консистории. А в комитет об изыскании способов к улучшению состо­яния сельского духовенства передать для ихних впредь собраний, выписку из сего определения. Подлинное под­писали 29 января 1845 года, Антоний митрополит Нов­городский и С. Петербургский, Венедикт архиепископ, Илиадор архиепископ Курский, Гедеон архиепископ Польский, Обер-священник Василий, за обер-секретаря Феодор Яковской, секретарь Иоанн»[5].

По данным, которые сообщает архимандрит Дими­трий Самбикин, «Церковь деревянная, с колокольнею, построена в 1847 году; причта при этой церкви не по­ложено, и она приписана к Николаевской церкви с. Оф­росимова или Николаевка, но есть причт из двух лиц. Земли усадебной 3 десятины; пахотной 33 дес. Есть план и межевая книга. Прихожан 770 душ; деревня Бла­годать»[6].

В страховой оценке за 1910 год указано: «Села Бого­явленского Димитриевская церковь деревянная, на кир­пичном фундаменте. Снаружи обита тёсом и покра­шена масляной краской. Внутри не оштукатурена, но покрашена масляной краской, покрыта железом. Длин­на церкви считая и колокольню, 35 аршин, а наибольшая ширина 12 аршин. Больших окон 16, малых 6. Трое де­ревянных, створчатых наружных дверей, а внутренних таких же дверей четверо. Иконостас длиною 12 ар­шин и высотой 12 аршин, оценён в 500 р. Колокольня в два яруса, общая высота 18 аршин. Построена цер­ковь в 1847 году, строение хорошо сохранилось. Оцен­ка церкви, иконостаса и колокольни вместе, 4000 р. На западной стороне в 10 саженях от церкви на кирпич­ном фундаменте стоит деревянное, крытое железом здание, построенное в 1891 году. В этом здании поме­щаются, церковная сторожка и церковно-приходская школа. Сторожка имеет в длину 9 аршин, в ширину 9 аршин, в высоту 3,5 аршина, четыре окна и одну дверь. Церковно-приходская школа имеет в длину 30 аршин, в ширину 6 аршин, в высоту 4 аршина, 9 окон и две двери. Оценка сторожки и школы вместе 500 р. В 16 саженях от церкви, на северной стороне, стоит общественный магазин, деревянный, крытый соломой»[7].

В архивном фонде Отдела управления Воронежско­го губернского исполнительного комитета за 1922 год в списке действующих церквей Землянского уезда Крас­нодолинской волости значится Димитриевская церковь села Котовка, деревянная, площадью 100 кв. сажень. Договор с уездным исполнительным комитетом не за­ключён. Изъято церковных ценностей: сосуд, дискос, лжица, звездица на сумму 2 ф. 77 зол. Церковь действу­ющая[8]. Дело по закрытию церкви было начато в апреле 1935 года. Было «хорошее» основание к этому: решено разобрать храм «ввиду опасности разрушения», на что был составлен акт 25 апреля. В нём говорится: церковь срублена из дерева разных пород и построена 150 лет тому назад (храму было 88 лет – прим. автора)[9]. Этим актом было положено начало закрытия храма в наруше­ние законодательства того времени, осмотр производился без участия представителей общины верующих[10]. Согласно действовавшим на тот момент нормам, мест­ные власти не имели полномочий закрывать храмы, ре­шение принималось областным исполнительным коми­тетом. Несмотря на это, председатель сельского совета М. Н. Сидоров 8 июля 1935 года проводит расширенный пленум Котовского сельсовета, на котором рассматри­вается вопрос о закрытии церкви: «Слушали доклад председателя с/совета М. Н. Сидорова о ремонте при­ходской церкви и зачитку акта о состоянии, составленного комиссией из членов инженерно-технического персонала от Олымского сахзавода и членов колхоза Красного сахарника. Постановили: ввиду пришедшей в полную ветхость Котовской приходской церкви за вре­мя ея лет существования… закрыть навсегда церковь или же сломать таковую, а если найдётся покупатель, продать на слом. На основании составленного акта ко­миссией от инженерно-технического представителя и членов колхоза от 25 апреля 1935 года, группа верующих для нового переоборудования церкви средств, в сумме 25 000 не изыскала»[11]. В тот период средняя заработная плата составляла 250 рублей в год. Согласно докумен­ту «О лимитах стоимости жилищного строительства на 1934 год» квартира площадью 30 кв. м обходилась го­сударству в 2700–3000 рублей. Оценка ремонта храма составила 25 000 рублей – это огромная сумма, неподъ­ёмная для общины.

1 августа 1935 года Касторенский районный ис­полнительный комитет документы о закрытии храма направляет в Комиссию по вопросам культов. Там по­считали, что материалов для закрытия церкви недоста­точно, о чём сообщила РИКу с подробной инструкци­ей к дальнейшим действиям. Верующие села Котовка, отстаивая свою церковь, пишут заявления, чтобы им передали здание. Из материалов дела видно, что для за­держки передачи храма верующим у местных властей не было оснований, но, несмотря на это, он продолжал быть закрытым: «…Имея в виду, что здание церкви в настоящее время из-под ссыпки хлеба освобождено – не видим законных причин и оснований задерживать передачу здания церкви в пользование верующим…»[12]. Предложение о передаче храма верующим чиновни­ки не спешили выполнять. Хотелось бы заметить тот факт, что, согласно акту технического осмотра церкви от 25 апреля 1935 года, здание церкви было аварийным на 80%. Исходя из документов, имеющихся в деле, вид­но, что с 1935 года помещение храма села Котовка ис­пользовалось колхозом для ссыпки хлеба[13]. По заклю­чению комиссии, здание угрожало обвалом, нет окон, дверей, крыша аварийная, несмотря на это постройка используется для хранения хлеба. Объективность тех­нической комиссии вызывает большие сомнения. Ве­роятно, сельскому совету нужно было помещение, и по распространённой практике того времени руководство решило занять здание церкви. После такого использо­вания зданию храма был нанесён немалый технический ущерб. Письмо верующих села Котовка, адресованное в Комиссию по вопросам культов Курского областно­го исполнительного комитета с просьбой разобраться, даёт представление, как закрывался храм: «От верую­щих Курской области Касторенского района Котовско­го сельсовета. Мы граждане верующие Касторенского района Котовского сельсовета настоящим сообщаем и просим контрольною комиссию исполнения во главе с председателем этой комиссии разобрать нашу это заявление то, что церква наша отделена от государ­ства. И государству церква ни в чём не мешает ни в каких делах. Налог, какой на церкву налагается наша церква выполняет, вовремя и срок. Но председатель Ко­товского сельсовета почему-то нашу церкву закрыл са­мовольно вот как уже год тому назад не спросил на то согласия населения, сделал на свою волю. А как во всём нашем районе служат церкви. А 10 июля 1936 Сидоров вытребовал из района комиссию, эта комиссия обсле­довала церкву, комиссия была эта пияная и пред-сель­совета тов. Сидорова настаивал на том, чтобы ко­миссия закрыла церкву и чтоб сломать. Церква наша дубовая очень крепкая. Что этот Сидоров хочет этим своим разгильдяйством доказать? Наша церква ничего не мешает ни в каких делах. Пусть тов. Сидоров не­сёт массе жизнь счастья жизни культуры. Но Сидоров культурною жизни не строит, в него только одно: раз­валить наш храм, товарищи, просим вас как мы верую­щие, неужели наша советская власть разрешает таким разгильдяем разрушать без дела нашу церкву, неужели вы этому тов. Сидорову дали власть безобразничать и этим подрывать советскою власть, мы очень потрево­жены его поступком. И просим Контрольною Исполни­тельною Комиссию выслать к нам на место своего чле­на комиссии, который вскроет все безобразия. Просим выслать, и расследовать это дело нашей закрытия церкви. Ждём ответ. Подпись верующих (без подписей – прим. автора)»[14]. Вот такое письмо. Читаешь его и чувствуешь дыхание того времени, настроения людей, болеющих за церковную жизнь. Чувствуешь настро­ение безбожников, ищущих любой ценой воспрепят­ствовать духовной жизни верующих, которые наивно верили, что ещё кто-то может им помочь. В ответ РИК сообщил облисполкому: «Касторенский РИК сообща­ет, что церковь села КОТОВКА возвращена верующим гражданам 18.08. – 36 года»[15]. Как видно из следую­щего документа, несмотря на сообщение в облисполком о возвращении 10 августа 1936 года церкви верующим села Котовка, богослужения в 1936 году не возобно­вились. Это видно из письма председателя Котовского сельского совета М. Н. Сидорова в Курский областной исполнительный комитет и Москву, во Всесоюзный центральный исполнительный комитет: «…церковь в течение 1935 – 36 гг. Религиозных обрядов не производи­лось. По ходатайству группы верующих Курским облис­полкомом ходатайство удовлетворено, и церковь вновь открыта для произведения религиозных обрядов (прим. в 1937 г.). С/совету непонятно почему Вами разрешено совершение обрядов в непригодной для этой цели церк­ви. Во избежание могущей быть катастрофе в пред­стоящие пасхальные дни в церкви, Котовский с/совет просит срочно пересмотреть решение о допуске про­изведения религиозных обрядов в указанной церкви. Ма­териал-технические акты имеются у Вас и Касторенском РИКе. О вашем решении просим поставить нас в известность Котовского с/с Касторенского райо­на»[16]. После сообщения из Москвы Комиссия по вопросам культов пишет, что нужно провести но­вый технический осмотр здания церкви: «В связи с сообщением Котовского сельсовета о недопусти­мости совершения ре­лигиозных обрядов в Ко­товской церкви, так как здание последней пришло в ветхость и угрожает обвалом, прошу срочно выслать в Котовский сельсовет техническую комиссию по осмотру здания церкви с участи­ем представителя РИКа и техника и, если здание церкви действительно угро­жает обвалом, в порядке ст. 46 постановления ВЦИК и СНК от 8.04.1929 немедленно воспретить совершению в церкви религиозных обрядов. При осмотре долж­ны присутствовать представители общины верую­щих…»[17]. Результатом нового технического осмотра здания церкви стал акт, на основании которого в дальнейшем будет вынесено решение о закрытии храма.

«1937 г. 19 июня м-ца с. Котовке по поручению Президиума Касторенского райисполкома техниче­ская комиссия в составе заместителя председателя Касторенского РИКа Н. Д. Зайченко, глав. инспектора Олымского сахзавода С. П. Замятина, техника стро­ителя Благодатенского Треп. комбината Ювостран­строма НКПС Григория Павлов. Дурова в присутствии представителей общины верующих Котовской церкви /Дмитриевской/ Кривошеевой Варвары Ивановны, Ры­куновой Любови Васильевны, Ивановой Марии Ефре­мовны, Рыкунова Ивана Ивановича и др. в количестве 15 чел., председатель совета М. Н. Сидоров, замести­теля пред. с/совета Юракова Игната Григор. и инже­нера сахзавода Гончарова Ивана Авер. произвели тех­нический осмотр Дмитриевской церкви, найдено: время постройки церкви представители общины не помнят, старше всех по возрасту, представитель Рыкунов Иван Иван., которому 70 л. тоже не помнит. Церковь деревянная, крытая железом, построена на кирпичном фундаменте. Комиссия находит, что фундамент кир­пичный, за отсутствием ремонта и ветхости имеет несколько трещин, местами совершенно разваливается /около звонницы совершенно/, венец окладной дубовый лежащий на фундаменте сгнил, отливы на фундаменте отсутствуют. Колокольня имеет наклон на юго-вос­точ. [направление]. Лестница и половые прикрытия лестницы ветхие. Пол в главном корпусе и алтаре име­ет прогибы / зыбкость, дрожит тоже в алтаре. Окон­ные коробки в основании сгнили во всех окнах. Подокон­ники сгнили. Оконные переплёты неисправны, большая часть не остеклена, а отдельные оконные рамы за­ставлены железом, иконами. Простенки между окна­ми частично сгнили, имеют выпуклость. Средняя сте­на главного корпуса имеет выпуклость. Отсутствует крыльцо входной двери с южной стороны, с северной и западной стороны обои находятся на временных под­порках, технически недопустимы, так как угрожают падению. Крыша железная требует ремонта. Наруж­ная дощатая обшивка частично сорвана. Обшивка на углах совершенно сорвана. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: комиссия находит невозможным производство религиозных об­рядов в церкви без соответствующего ремонта, устра­няющего опасность для жизни верующих...»[18].

Когда читаешь эти материалы, можно подумать, что власти очень сильно заботились о безопасности и здоровье верующих. Однако вовсе не забота о людях двигала вершителями судеб того времени, а раболепное жела­ние угодить безбожной власти и фанатичная ненависть к прошлому, навеянная большевистской идеологией: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а за­тем...»; а что последовало «затем», мы видим сейчас, в окружающем нас мире жестокости, насилия, потреби­тельского отношения к жизни, когда в людях вытравили последние искорки веры.

Обоснование, выдвинутое комиссией, о том, что церковь находится в аварийном состоянии и вскоре мо­жет упасть, оказалось очень удобным для властей того времени; и людьми, строящими новую жизнь, приговор церкви был вынесен.

12 июля 1937 года Президиум Касторенского рай­онного исполнительного комитета выносит решение: «…утвердить постановление президиума Котовского сельсовета и акт технической комиссии по закрытию церкви в с. Котовка»[19]. Комиссия по вопросам куль­тов областного исполнительного комитета посчита­ла, что недостаточно документов для передачи дела в президиум облисполкома и запросила от райисполко­ма дополнительные бумаги[20]. Председатель сельского совета подал жалобу в Комиссию по вопросам культов облисполкома на затягивание райисполкомом закрытия церкви в селе Котовка. Райисполкому пришло сообще­ние от председателя вышеназванной комиссии: «…уско­рить высылку нам документов по делу закрытия Ко­товской церкви...». «До окончательного решения дела нами, временно... воспретите совершение религиозных обрядов в здании Котовской церкви, как угрожающем обвалом, согласно акту технического осмотра здания от 19 июня т. г.»[21]. Несмотря на это, закрытие церк­ви затягивалось. 15 сентября 1937 года от председателя Котовского сельсовета поступило письмо, в котором из­лагалась просьба принять решительные меры по закрытию церкви[22]. Но исполком почему-то затянул с оформ­лением документов на закрытие. Это видно из письма Родионова, председателя Комиссии по вопросам куль­тов облисполкома, направленного 4 октября 1937 года Касторенскому райисполкому, в котором говорилось, что в Комиссию по вопросам культов продолжают по­ступать запросы от Котовского сельсовета об ускорении закрытия церкви; также в письме выражалось требова­ние не затягивать с высылкой материалов на закрытие Котовской церкви[23].

Постановлением Комиссии по вопросам культов при Президиуме Курского облисполкома от 4 ноября 1937 года «О закрытии церкви села Котовка Касторенского района» указано: «Имея в виду, что актом техническо­го осмотра церкви в с. Котовке от 19.06.1937 г., уста­новлено, что здание церкви пришло в ветхость, и угро­жает обвалом, в существующем виде к дальнейшему использованию совершенно не пригодно... Церковь в с. Котовка закрыть, передав здание на снос-нужды куль­турного строительства Котовского сельсовета…»[24]. Хотелось бы заметить, что нигде в документах не обна­ружено отказа от ремонта церкви общиной верующих, представитель от общины технический акт осмотра храма не подписал.

Примечания:

[1] О построении в деревне Богоявленской деревянной церкви с учреждением прихода // РГИА. Ф. 796. Оп. 126. Ед. хр. 1949/13. Л. 2.
[2] Там же. Л. 1.
[3] Там же. Л. 8об.
[4] Там же. Л. 5 – 5об.
[5] Там же. Л. 9 – 9об.
[6] Димитрий (Самбикин Дмитрий Иванович; архиеп. Казанский и Свияжский; 1839 – 1908). Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии : Вып. 1 – 4 [Текст] / Д. И. Самбикин. – Воронеж : тип. В. И. Исаева, 1884 – 1885. – Т. 1. – С. 75.
[7] Страховой отдел – страховые документы на церковное имущество по епархиям и уездам // РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Ед. хр. 243. Л. 9 – 9об.
[8] Собрание сведений о церквях, монастырях, молитвен­ных зданиях, находящихся в уездах Воронежской губернии // ГАВО. Ф. Р-4. Оп. 1. Ед. хр. 473. Л. 67об. – 68.
[9] Материалы о закрытии церквей Касторенского района // ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 4. Ед. хр. 36. Л. 65.
[10] Там же. Л. 64.
[11] Там же.
[12] Там же. Л. 62.
[13] Там же. Л. 65.
[14] Там же. 58 – 59об.
[15] Там же. Л. 57.
[16] Там же. Л. 54.
[17] Там же. Л. 51.
[18] Там же.
[19] Там же. Л. 49.
[20] Там же. Л. 48.
[21] Там же. Л. 44.
[22] Там же. Л. 45.
[23] Там же. Л. 40.
[24] Там же. Л. 39.

Иерей Александр Шашкин. Из книги "Касторенские святыни".

Made on
Tilda