3-й благочиннический округ

Землянского уезда

Воронежской епархии

с. Олым.
Храм Божией Матери Неопалимая Купина

ОЛЫМ.

ХРАМ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА



Село имело два названия: Ново-Ольшанские выселки и Олым. Крестьяне села Ольшанки Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии на нераспаханные земли пригоняли пасти отары овец. Затем стали постепенно переселять свои дворы. Вначале выселки принадлежали к церковному приходу села Николаевка (Офросимово) Землянского уезда[1].

В Российском государственном историческом архиве хранится дело, сообщающее сведения о постройке храма в селе[2]. В дело помещён приговор Новоольшанских выселок: «1892 года 25 мая, мы, нижеподписавшиеся, Воронежской губернии, Нижнедевицкого уезда, Новоольшанской волости, государственные крестьяне Новоольшанских выселок, жители, где числится по семейным спискам мужеского пола 395 душ, 102 домохозяева, имеющих право голоса быть на сельском сходе 102 домохозяйства. По распоряжению исправляющего должность сельского старосты сего числа явились на сельский сход 102 человека, что составляет более двух третей домохозяев, в присутствии нашего исправляющего должность сельского старосты Казьмы Иванова Андреева для мирских дел, где имели суждение, что наша приходская Никольская церковь состоит от нашего Новоольшанского выселка считай 6 вёрст в зимнее время по случаю сильных снеговых метелей и во время полой воды по плохим переправам препятствует нам погребать усопших по 4 дня и более, чрез что мы от покойников переносим тяжкий запах и упущение время от занятий домашними работами и терпим несносные убытки. Дабы нам улучшить свой быт с общего нашего согласия положили вблизи нашего Новоольшанского выселка вырезать кладбище для погребения усопших и при этом кладбище построить часовню для выше объяснённой надобности. Ходатайствовать вместо нас, где будет следовать, просить разрешения, мы среди себя избрали двух человек поверенных Стефана Васильева Соловьёва, ему помощника Василия Михайлова Ельхимова, и уполномочиваем их нашею полною доверенностью, просить у высшего начальства как епархиального, так и гражданского, просить разрешения вырезать кладбище и устроить часовню, так и по всем остальным делам, касаемым до наших выселков уполномочиваем их. И что ими законно учинено по этому делу будет, то мы спорить и прекословить не будем, словом, доверяем им действовать так, как мы сами бы действовали»[3]. В рапорте № 4015 от 18 июня 1899 года епископ Воронежский и Задонский Анастасий сообщает: «…Часовня эта до настоящего времени постройкою ещё не окончена по недостатку средств у жителей и, в пособии им епархиальным начальством ежегодно выдаётся книга для сбора доброхотных пожертвований на построение часовни…»[4]. В свою очередь, уполномоченный от общества крестьян посёлка Новоольшанского Стефан Васильевич Соловьёв пишет прошение в Святейший Правительствующий Синод: «Начатая постройка в 1893 году с разрешения епархиального начальства каменная церковь в посёлке Новоольшанском (Олымском) Нижнедевицкого уезда в настоящее время сложена по карниз, а дальше продолжать постройку у жителей коих около 400 д. м. п. (так в тексте, это надо понимать, как 400 душ мужского пола. – прим. автора) средств нет. Между тем имеется настоятельная нужда в скорейшем окончании постройки церкви, дабы прекратить те душевные страдания, которые испытывает население от неимения своего храма при отдалённости приходского храма. Посему покорный осмеливаюсь просить оказать нам свою помощь для окончания постройки церкви имеющимися для сего в распоряжении Синода средствами. При сём прилагаю копию с приговора о своём уполномочии. 1899 года Апреля… дня. К сему прошению подписался уполномоченный крестьянин Стефан Соловьёв»[5]. 1 мая 1899 года Синод для дополнительного пояснения и дачи заключения отправил поданное прошение архиепископу Воронежскому Анастасию. Архиепископ счёл, что отсутствует необходимость в выделении денежных средств на достройку храма. С таким заключением дело было возвращено на дальнейшее рассмотрение в Правительствующий Синод, который так и не дал денежных средств на окончательную постройку храма в 1899 году. Возможно, крестьяне впоследствии получили деньги от Синода или же всё-таки достроили храм на свои средства. В страховой оценке храма за 1910 год указано: «… церковь построена в 1904 году… Колокольня на дубовых столбах, общею высотою до верха карниза 2 сажени. Церковь не отапливается. Ближайшая к церкви чужая постройка – земская школа – находится с западной стороны на расстоянии 16½ саженей. Строение хорошо сохранилось. Спереди церкви имеется деревянный притвор… Имеет одну дверь и два маленьких окна… Дом священника построен в 1904 году, сохранился хорошо... При церкви сторожка – деревянная, на кирпичном фундаменте, крытая соломой под глину. Построена в 1900 году... Дом псаломщика – деревянный, мазанный глиной снаружи, внутри оштукатурен. Крыт железом, окрашенным зелёной масляной краской»[6].

В архивном фонде Отдела управления Воронежского губернского исполнительного комитета в списке действующих храмов Нижнедевицкого уезда по состоянию на 25 августа 1922 года числится храм Неопалимой Купины в селе Олым Новоольшанской волости, здание каменное. Оно передано Олымскому обществу верующих по договору с уездным исполнительным комитетом, церковная служба ведётся. Изъято церковных ценностей весом: серебра 5 ф., 49 зол., 24 доли»[7].

Летом 1934 года председателем сельского совета священнику храма выдан договор, что с 30 августа по ноябрь 1934 года храм будет занят хлебом, принадлежащим Суковкинскому винному заводу. С августа церковь была засыпана зерном[8]. Храм из-под ссыпки хлеба освободили в марте 1935 года. Община верующих сразу же обратилась к председателю сельсовета за официальным разрешением открыть храм, но на своё прошение получила категорический отказ. «…В это время в с/совете находился инспектор госдоходов Касторенского РИКа, совместно с председателем обругав нас, они заявили: никакой они нам службы не разрешат, и все имущество, которое находится на хранении у священника, мы отберём…»[9]. 22 марта 1935 года председатель сельсовета, инспектор районного исполнительного комитета (РИК) и местный активист изъяли у общины верующих всю церковную утварь. После церковной общине вручили письменный акт, в котором был список конфискованных вещей: крест, звездица и лжица; в описи указано, что предметы серебряные с пробами[10]. В апреле 1935 года церковным советом подано письменное заявление о регистрации церкви и возврате изъятой утвари. Районный исполнительный комитет церковному совету отказал, сообщив, что за храмом есть налоговая недоимка 5674 рубля. Члены церковного совета обратились непосредственно в Областное финансовое управление (Облфу) с просьбой о полном списании с храма налога на основании того, что с 1934 года богослужения там не совершаются[11]. 20 октября 1935 года Облфу на своём заседании приняло решение списать налог с храма Неопалимой Купины села Олым[12]. 26 августа 1935 года состоялось общее собрание верующих, на котором присутствовал 131 человек. Там были избраны члены церковного совета и ревизионной комиссии. Новому церковному совету было поручено возбудить ходатайство о возврате отобранного церковного имущества и открытии храма[13]. Богослужения возобновились в 1937 году с переводом в село Олым иерея Иоанна Костромина. Решением Комиссии по вопросам культов при Президиуме Курского областного исполнительного комитета от 30 декабря 1940 года (протокол № 39) храм Неопалимой Купины села Краснознаменка (Олым) Краснознаменского сельского совета предписывалось закрыть[14]. Однако этого не случилось – вероятно, из-за начала Великой Отечественной войны. В сведениях о молитвенных зданиях по районам Курской области на 1 августа 1941 года среди действующих храмов по Касторенскому району официально значится один храм – в селе Олым[15]. С момента возобновления богослужений в 1937 году храм Неопалимой Купины больше не закрывался. Отдельно хотелось бы отметить, что в учётной карточке храма указана дата начала деятельности – 1943 год. Она условная, часто не соответствует действительности, однако указана в учётных карточках всех действующих храмов, находящихся на современной территории Касторенского района. Договор о передаче в бессрочное и безвозмездное пользование храма между общиной верующих села Олым и районным исполнительным комитетом заключён 11 апреля 1944 года. В договоре указано: «храм каменный, 102 кв. м.»[16]. При письменном оформлении договора была составлена детальная инвентарная опись имущества, дающая общее представление о внутреннем убранстве храма: иконостас деревянный из соснового дерева, простой работы, высота – 5 м, ширина – 4 м 20 см; в иконостасе 3 двери: высота Царских врат – 2 м 20 см, ширина – 1 м, ширина на боковых дверях – 75 см. Иконы в иконостасе: в нижнем ряду, с правой стороны, деревянная икона Спасителя (размер 1 м 30 см × 50 см), деревянная икона Архистратига Михаила (1 м 30 см × 75 см). С левой стороны – деревянная икона Божией Матери (60 × 50 см); во втором ярусе – деревянные иконы Николая Чудотворца (70 × 50 см), Божией Матери (60 × 50 см), Спасителя (1 м × 50 см), Феодосия Черниговского (60 × 50 см) «написана на железном листе»; над Царскими вратами икона «Тайная вечеря» (30 х 40 см) «написана на железном листе». В разных частях храма были размещены 20 деревянных икон размером 30 × 15 см.[17].

В храме хранится минея 1895 года, пожертвованная иеромонахом Соловецкого монастыря Зиновием, с дарственной надписью: «Сия книга пожертвована Соловецким иеромонахом Зиновием в Ламскую церковь Неопалимой Купины Божией Матери. 1902 году мая 24 дня. Иеромонах Зиновий».

22 декабря 1991 года, в соответствии с Законом РСФСР от 25.10.1990 «О свободе вероисповеданий», зарегистрировано религиозное объединение Православный приход храма «Неопалимая купина» в селе Олым. С 1998 года храм является памятником культовой архитектуры регионального значения.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ЖИТЕЛЕЙ[18]


Рассказывают местные старожилы – семья Корольковых: отец Иван Гаврилович, сыновья Андрей, Иван, Аким, Василий, Павел, Мирон, дочери Анастасия и Александра. На том месте, где в настоящее время находится кладбище, отец со старшими сыновьями выстроил бревенчатый сарай, где стал изготавливать кирпичи для храма. Их делали и его двоюродные братья, из которых помнят только Сергея Гавриловича Королькова – он стал ктитором храма (страховая оценка 1910 года свидетельствует, что староста Богородицкой церкви – Сергей Корольков). Принимали участие в возведении храма Василий Иванович Елфимов (плотник) и Андриан Васильевич Астанков.

Примечания:

[1] Олым [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// olym3.webnode.ru/istoriya/olym (дата обращения: 21.09.2018)
[2] Дело по прошению жителей пос. Новоольшанского, Нижнедевицкого уезда,об оказании пособия на достройку церкви в названном селе // РГИА. Ф. 796. Оп. 180. Ед. хр. 1756. Л. 1–1об.
[3] Там же. Л. 2 – 2об., 3.
[4] Там же. Л.5 – 5об.
[5] Там же. Л. 1.
[6] Страховой отдел – страховые документы на церковное имущество по епархиям и уездам // РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Ед. хр. 276. Л. 51 – 55об.
[7] Архивная справка КУВО «Государственный архив Во­ронежской области» от 23.12.2014. На 1 листе.
[8] Материалы о закрытии церквей Касторенского района // ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 4. Ед. хр. 36. Л. 74.
[9] Там же. Л. 74об.
[10] Материалы о закрытии церквей Касторенского района // ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 4. Ед. хр. 36. Л. 75.
[11] Материалы о закрытии церквей Касторенского района // ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 4. Ед. хр. 36. Л. 74об.
[12] Там же.
[13] Там же. Л. 76.
[14] Списки церквей, закрытых по решению облисполкома за 1939 – 1941 гг. // ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 4. Ед. хр. 10. Л. 15.
[15] Сведения о молитвенных зданиях, не закрытых на 1.08.1941 г. // ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 4. Ед. хр. 11.
[16] Там же. Д. 241. Л. 2, 4.
[17] Там же. Л. 3 – 3об.
[18] Олым [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://olym3.webnode.ru/istoriya/ olym (дата обращения: 21.09.2018)

Иерей Александр Шашкин. Из книги "Касторенские святыни".

Made on
Tilda