3-й благочиннический округ

Землянского уезда

Воронежской епархии

с. Евгеньевка (Озёрки).

Храм святой Марии Магдалины

It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the topic and audience.

ЕВГЕНЬЕВКА (ОЗЁРКИ).

ХРАМ СВЯТОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ


Существуют два мнения о времени основания храма: 1812 и 1878 год. 1812 год как дата постройки храма основан на «кирпиче» в прямом значении этого слова: при ремонте колокольни был найден кирпич с памятной надписью «1812». Отсюда можно сделать вывод, что храм был построен в этом году. Однако для его сооружения могли применять не только новые кирпичи, но и от старых зданий, потому вполне возможно, что кирпич был изготовлен в 1812 году, но это не свидетельствует о том, что храм был построен тогда же. Как мы увидим ниже, церковь на самом деле построена намного позднее.

1878 год. По данным архимандрита Димитрия Самбикина, «Церковь в с. Озёрках, Землянского уезда, каменная с колокольнею, построена в 1878 году, на средства вдовы генерал-майора Надежды Михайловны Коровкиной. Земли 1,5 дес. усадебной, 32 дес. пахотной. Дом под церковный…»[1]. В страховой оценке храма также отмечен 1878 год постройки[2]. Для точного выяснения исторической истины обратимся к архивному документу, хранящемуся в фонде Канцелярии Святейшего Правительствующего Синода, – делу «Об образовании самостоятельного прихода при новостроящейся церкви в деревне Озёрки, Землянского уезда, и о назначении к ней причта»[3], датируемому 1878 годом. Согласно рапорту в Святейший Правительствующий Синод архиепископа Воронежского и Задонского Серафима, в августе 1876 года состоятельной вдове генерал-майора Надежде Коровкиной было позволено возвести в её помещичьем имении – деревне Озёрки Землянского уезда – на собственные средства каменную церковь для жителей деревни. Как объяснила Коровкина, жители сталкиваются с серьёзными затруднениями в посещении Успенской церкви села Касторного, к приходу которой они приписаны. Приходская церковь находится за рекою, в 8,5 верстах. Своими денежными средствами для постройки храма жители не располагают, а после возведения предполагаемой церкви не только жители её деревни, но и остальных ближайших постоянно будут иметь возможность посещать её[4]. Разрешение на строительство храма дано, но приход образован не был, и церковный причт также не был назначен. Консистория определила помещице обязательное условие: рассмотрение данных вопросов будет возможно после выделения ею земли для содержания церковного причта. В феврале 1877 года помещица предоставила подтверждённые волостным правлением общественные приговоры крестьян деревень Озёрки, Евгениевка, Графовка и Второе Раздолье о желании их относиться к приходу сооружаемой в Озёрках церкви. «При этом Коровкина объяснила, что для обеспечения содержания будущего причта при сооружаемой церкви, который будет состоять из священника и псаломщика, она обязуется отвести из своего владения 31 десятину полевой земли в 1½ верстах от деревни Озёрок, и две десятины усадебной земли в самой деревне Озёрках. На усадебной земле помещица строит два церковных дома, и внесёт государственными 5% бумагами 10 тыс. руб. с тем, чтобы получаемыми от этого капитала процентами, в количестве 500 р., причт пользовался вечно за обязательные требы»[5]. В приговорах своих жители близлежащих деревень пояснили, что они желают относиться приходом к сооружаемой Коровкиной церкви. Население первых двух деревень в силу того, что постоянно терпят большие неудобства с требами, каждый раз, проходя большие расстояния до их приходской церкви в селе Касторном, недовольны сложившимся положением вещей, поскольку в весеннее время через реку Вшивку переправы не бывает. А жители Второго Раздолья и Графовки – в силу того, что их приходская Покровская церковь в селе Красная Долина находится от первой в 5, а от второй – в 8,5 верстах, и на пути к ней течёт ручей, через который временами не бывает переправы. Местный благочинный отрапортовал духовной консистории, что из собранных им от крестьян деревень Озёрки, Евгениевка, Графовка и Второе Раздолье необходимых сведений он убедился, что все они, имея в виду постройку Коровкиной в Озёрках храма и снабжение ею будущего причта землёй, жильём и денежным жалованием, выразили желание добровольно войти в приход и быть постоянной паствой новостроящейся церкви. По информационной справке Воронежской духовной консистории оказалось: «Успенская церковь села Касторного, по Высочайше утверждённому расписанию приходов и причтов Воронежской епархии признана самостоятельною и при ней положено быть: настоятелю, его помощнику и двум псаломщикам, каковой причт и состоит при ней на лицо. Прихожан при сей церкви числиться 1923 души мужского пола; за отчислением же из ея прихода деревень Озёрок и Евгениевки, в количестве 305 душ, останется при ней 1618 душ мужского пола… Покровская церковь села Красной Долины, по тому же Высочайше утверждённому расписанию, признана самостоятельною и при ней положено быть: настоятелю и псаломщику, каковой причт и состоит при ней. Прихожан при сей церкви числиться 1058 душ мужского пола; за отчислением же из ея прихода деревень Графовки и второго Раздолья, в количестве 448 душ, в приходе ея останется 610 душ мужского пола»[6]. Церковный приход новостроящегося храма в Озёрках будет иметь 753 души мужского пола. В конце рапорта архиерей подводит итог: «Принимая во внимание неблизкое расстояние деревень: Озёрок и Евгениевки от Успенской церкви села Касторного, с затруднениями на пути; и деревень – Графовки и Второго Раздолья от Покровской церкви села Красной Долины, и то, что, за отчислением от Покровской церкви деревень Графовки и второго Раздолья, останется при ней 610 душ мужеского пола… и, признавая назначенное строительницею церкви в деревне Озёрках, вдовою генерал-майора, Надеждою Коровкиной обеспечение будущего причта сей церкви достаточным. Архиепископ Серафим представляет Святейшему Синоду дело об образовании самостоятельного прихода при новостроящейся церкви в деревне Озёрках из жителей сей деревни и деревень Евгениевки, Графовки и второго Раздолья, с определением в той церкви причта из священника, в качестве настоятеля и одного псаломщика, на средства, предложенные к содержанию госпожой Коровкиной, и с оставлением причтов – Успенской церкви села Касторного и Покровской церкви села Красной Долины в нынешнем их составе»[7]. 5 июля 1878 года по высочайшему указу Его Императорского Величества Правительствующий Синод слушал дело по представлению архиепископа Воронежского об открытии самостоятельного прихода при строящейся церкви с назначением к ней церковного причта из настоятеля и одного псаломщика. Приказали: «Так как вдовою генерал-майора, Надеждою Коровкиной изысканы достаточные средства для обеспечения предполагаемого самостоятельного причта при сооружаемой церкви, то ввиду сего Святейший Синод, согласно настоящему представлению Преосвященного Воронежского, определяет: Образовать из жителей деревень: Озёрки, Евгениевки, Графовки и Второго Раздолья самостоятельный приход при церкви деревни Озёрки с причтом из настоятеля и псаломщика, с тем, чтобы определённые на эти вакансии священник и псаломщик довольствовались средствами содержания, предлагаемыми ныне вдовою генерал-майора, Надеждою Коровкиной, а равно и теми, какие впоследствии будут предложены к обеспечению их остальными прихожанами; причём предоставить Воронежскому епархиальному начальству оставить в прежнем составе причты в тех приходах, от коих отчисляются указанные выше деревни; о чём и уведомить Преосвященного архиепископа Серафима указом; а в Главное Присутствие по делам Православного Духовенства передать, для сведения, выписку из настоящего определения. Подлинное определение за подписанием Святейшего Синода, в исполнение пропущено 19 июля 1878 года. Исполнено 14 августа 1878 года. Указ Преосвященнейшему Воронежскому за № 2504»[8]. Из данного архивного документа видим, что 1878 год – это не год построения храма, а время учреждения самостоятельного прихода и назначения церковного причта при строящейся церкви в деревне Озёрки. Церковь упоминается как строящаяся, т. е. постройка храма ещё не закончена. Таким образом, точное время построения в настоящий момент определить невозможно – вероятно, возведение церкви было завершено немного позднее 1878 года. В архивном фонде Отдела управления Воронежского губернского исполнительного комитета в списке действующих церквей Землянского уезда на 10 октября 1922 года значится храм святой Марии Магдалины, каменный. Договор с уездным исполкомом заключён 28 мая 1922 года. Церковь действующая[9]. Изъято церковных ценностей: чаша, дискос, крест, 2 тарелки, лжица, звездица, ковш, кадило, серебряная риза с иконы, 2 оправы с Евангелий, спорки с икон – общим весом 7 ф. 56 зол.[10] 30 декабря 1940 года (протокол № 39) храм в селе Озёрки Азаровского сельского совета Касторенского района закрыт[11]. Во время немецко-фашистской оккупации церковные богослужения в храме возобновились. 10 апреля 1946 года был заключён договор между верующими села Озёрки и Касторенским районным исполнительным комитетом о передаче в бесплатное и безвозмездное пользование здания храма[12]. В последующие годы церковь числится в списке действующих. В 1970 – 1971 годы произведён ремонт храма внутри и снаружи[13]. С 1998 года храм является памятником культовой архитектуры регионального значения.

ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ


В 30-е годы XX столетия в храм равноапостольной Марии Магдалины села Евгеньевка (Озёрки) во времена жесточайших гонений на христиан прибыли три монахини – Серафима, Ангелина и Херувима (Лиморовы). Матушки были насельницами Соловецкого монастыря, куда прибыли из Украины, 8 лет отсидев в тюрьмах. После освобождения временно поселились в Кучугурах, а позднее переселились в Танеево (Евгеньевка). Через какое-то время на сельский приход прибыл настоятелем храма иеромонах Геронтий (Лиморов). Монахини происходили из дворянского сословия: высокие, статные, полноватые; держались и говорили интеллигентно. Матушки украшали храм, пели на клиросе, шили и вышивали церковные облачения, имели архипастырское благословение входить в алтарь для помощи священнику в богослужении, читали псалтырь по усопшим, принимали милостыню от людей, которую жертвовали на храм и нуждающимся. К ним регулярно приезжали люди из различных местностей за советом, просили благодатных молитв и благословения. Монахиня Ангелина имела от Господа чудесный дар прозорливости. Молва об этом стремительно распространилась далеко за пределы прихода, так как матушка многим помогала и многих утешала. К ней приходили тяжело больные и получали чудесное исцеление, утешение. Своего дома у матушек не было – по данной причине они проживали в церкви с правой стороны напротив колокольни, сделав себе деревянные стеллажи для короткого отдыха. Матушек не раз задерживали, насильно заставляли отречься от веры и перестать принимать людей, однако Бог не оставлял их: по молитвам монахини Ангелины Отец Небесный помогал им – через несколько дней их выпускали из следственного изолятора. 19 августа 1932 года, в праздник Преображения Господня, иеромонах Геронтий почил от болезни сердца. 17 декабря 1950 года в праздник Святой великомученицы Варвары, в возрасте 83-х лет почила монахиня Серафима. В 1954 году в день празднования Преполовения Пятидесятницы в возрасте 83-х лет мирно почила монахиня Ангелина. А 8 ноября 1952 года в возрасте 78-и лет нашла своё упокоение и монахиня Херувима. Все 3 были захоронены на местном сельском кладбище, которое находится недалеко от храма. С ними покоится и прах иеромонаха Геронтия. По благодатным молитвам матушек верующие, как и при их праведной жизни, получают от Господа чудесное исцеление. Их место захоронения никогда не бывает безлюдно. Над могилами матушек и их брата, иеромонаха Геронтия, построена кирпичная часовня. При жизни матушка Ангелина говорила: «Если кто-то будет нуждаться в помощи, то пусть приходит ко мне на могилку и всё мне расскажет, а я их буду слышать, и буду помогать».

Примечания:

[1] Димитрий (Самбикин Дмитрий Иванович; архиеп. Ка­занский и Свияжский; 1839 – 1908). Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии : Вып. 1 – 4 [Текст] / Д. И. Самбикин. – Воронеж : тип. В. И. Исаева, 1884 – 1885. – Т. 4. – С. 104.
[2] Страховой отдел – страховые документы на церковное имущество по епархиям и уездам // РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Ед. хр. 243. Л. 63 – 68об.
[3] Воронежская епархия. Об образовании самостоятель­ного прихода при новостроящейся церкви в деревни Озёрки, Землянского уезда, Воронежской губернии, и о назначении к ней причта // РГИА. Ф. 796. Оп. 159. Ед. хр. 1248.
[4] Там же. Л.1 – 1об – 2 – 2об – 3.
[5] Там же.
[6] Там же.
[7] Там же. Л. 2об. – 3.
[8] Там же. Л.5 – 5об. – 6.
[9] Собрание сведений о церквях, монастырях, молитвен­ных зданиях, находящихся в уездах Воронежской губернии // ГАВО. Ф. Р-4. Оп. 1. Ед. хр. 473. Л. 66об. – 67.
[10] Описи церковных ценностей Воронежской губернии, изъятые в пользу голодающих Республики // ГАВО. Ф. Р-18. Оп. 1. Ед. хр. 402. Л. 140об.
[11] Списки церквей, закрытых по решению облисполко­ма за 1939 – 1941 гг. // ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 4. Ед. хр. 10. Л. 15.
[12] Касторенский Исполнительный комитет районного со­вета депутатов трудящихся // ГАКО. Ф. Р-3929. Оп. 3. Д. 242. Л. 2 – 2об.
[13] Там же. Л. 32; Уполномоченный Совета по делам Рус­ской православной церкви при Совете Министров СССР // ГАКО. Ф. Р-5027.Оп. 5. Ед. хр. 22. Л. 21; Оп.2. Ед. хр. 8. Л. 145.

Иерей Александр Шашкин. Из книги "Касторенские святыни".

Made on
Tilda