3-й благочиннический округ

Землянского уезда

Воронежской епархии

с. Касторное.

Храм Успения Божией Матери

КАСТОРНОЕ.

ХРАМ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ


Дату постройки первого храма в Касторном (также встречается под названиями Олым, Олом, Успенское) установить сложно ввиду давности поселения. Существуют разногласия относительно времени основания сегодняшнего храма. Проанализировав существующие даты, можно сделать вывод: каменный трёхпрестольный храм построен в 1779 году. Это подтверждает документ из фонда межевой канцелярии, хранящийся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА): «...в оном селе церков во имя Успения Пресвятыя Богородицы каменная...»[1]. Документ датируется 21 августа 1781 года[2]. В страховой оценке храма от 9 июля 1910 года указано: «Церковь тёплая, отапливается тремя голландскими печами... Храм построен в 1799 году, а в 1903 году почти весь заново перестроен, за исключением колокольни. Ближайшая к церкви постройка – каменная, крытая железом мануфактурная лавка купца А. С. Шмелева с северо-западной стороны в 10 саженях, а с южной стороны – деревянная лавка купца П. Т. Ефремова – в 15 саженях. Церковь сохранилась хорошо, оценена вместе с иконостасом... 25 000 р.»[3]. В оценке указан 1799 год постройки – вероятно, в связи с какими-то изменениями, которым подвергался храм, документов, свидетельствующих об этом, не обнаружено. Возможно, здесь оставил след человеческий фактор: из-за давности год записан ошибочно. В оценке записано: храм перестроен в 1903 году. Здесь ошибки быть не может – прошло всего 7 лет с момента перестроения храма до составления страховой оценки. О причинах реконструкции сведения не сохранились. Приход в селе был – соответственно, при перестройке испрашивать разрешение Святейшего Правительствующего Синода на учреждение нового не требовалось. Поэтому в Канцелярии Правительствующего Синода документов не обнаружено. Разрешение на перестроение церкви дал местный архиерей, не уведомляя об этом Синод. Дело о перестроении, из которого можно узнать причины, побудившие к этому, хранилось в Воронежской духовной консистории. К сожалению, как и многие документы, оно было утеряно во время Второй мировой войны[4].

Говоря о дате постройки сегодняшнего храма, правильной следует считать 1903 год. От старого оставалась колокольня, которая в 1936 году была разрушена. Так была утеряна единственная оставшаяся часть храма 1779 года (новая колокольня построена в 2008 году). Вероятно, в сегодняшнем храме сохранились части фундамента, а также в стенах – кирпичи от старой церкви. При храме имелись каменная сторожка, построенная в 1870 году, и три каменные лавки[5]. После окончания Воронежской семинарии в храме села Касторное 25 сентября 1854 года рукоположен в сан диакона, а 26 сентября – в сан иерея – Михаил Евграфович Полянский (где прослужил с 1854 по 1864 годы)[6]. В 1864 году священник Михаил Полянский овдовел и в этом же году в Митрофановском монастыре (православный монастырь Воронежской епархии, утрачен) был пострижен в монашество с именем Иустин[7]. В 1988 году Иустин Полянский прославлен как местночтимый святой в лике святителей в соборе Крымских святых.

В архивном фонде Отдела управления Воронежского губернского исполнительного комитета в списке действующих церквей Землянского уезда на 10 октября 1922 года значится Успенский храм, каменный. Договор с уездным исполнительным комитетом заключён 28 мая 1922 года[8]. С приходом советской власти, как известно, начались гонения на церковь. В 1922 году из храма было изъято 10 предметов церковных ценностей: дарохранительница, дарохранительница малая, ковш, чаша большая, чаша малая, 2 звездицы, дискос, 4 тарелки, 2 лжицы, кадило с цепями, крест, 6 риз с икон, 2 оправы с Евангелия – общим весом 14 ф. 15 зол[9]. Впервые попытка закрыть храм предпринята в 1929 году. Межсоюзное Собрание села Касторного 11 декабря 1929 года постановило церковь закрыть, а для усиления работы среди крестьян и проведения антирелигиозной работы создать ячейку Союза безбожников. После закрытия здание храма предложили использовать под культурное обслуживание населения. Постановление исполнено не было – храм оставался действующим[10]. 11 апреля 1936 года Комиссия по вопросам культов при Президиуме Курского областного исполнительного комитета, ссылаясь на ходатайство большинства населения Касторенского сельского совета (80% взрослого населения), приняла постановление о закрытии храма и передачи здания под клуб. 29 апреля этого же года религиозной общине вручена выписка из протокола заседания[11]. Верующие направили жалобу во Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК)[12]. Он переадресовал жалобу председателю Комиссии по вопросам культов и Касторенскому районному исполнительному комитету (РИК) с сообщением: «…до утверждения закрытия Успенской церкви ВЦИКом, приостановите ликвидацию церкви и сохраните её в пользовании общины верующих»[13] (датировано 21 мая 1936 года). Предписание ВЦИКа было исполнено – богослужения в храме продолжались, несмотря на решение облисполкома, до ноября 1936 года. 20 октября 1936 года на заседании ВЦИК «слушали постановление Президиума Курского облисполкома о закрытии церкви в с. Касторное, того же района… Постановили: постановление Президиума Курского облисполкома утвердить, церковь закрыть»[14]. Из писем верующих следует, что богослужения прекратились 8 – 9 ноября 1936 года: «…церковь опечатана со всей имеющейся там быть церковной утварью…»[15]. На протяжении 1937 года верующие села Касторного ходатайствовали об открытии церкви, но всегда получали отказ. Выписка из заявления церковного совета прокурору РСФСР: «…
Требуем открыть церковь и потому ещё, что она в данный момент порожняя, находится только 2 автомобиля… По частным слухам нам удалось узнать, что наша церковь закрыта якобы по ходатайству самих граждан верующих. Но мы от лица всех верующих, которые нас избрали в церковный совет, категорически заявляем, что никаких заявлений и приговоров на закрытие церкви не писали, а это если и было, то это исходило, во всяком случае, не от верующих, а был случайный подбор людей, в том числе и несовершеннолетние…»[16]. Прокурором Курской области это заявление получено 1 июля 1937 года[17]. Возобновились богослужения в период немецко-фашистской оккупации района в одном приделе. Придел Святителя Николая был занят районным отделением ГУТАПа (Главное управление тракторно-автомобильной промышленности). С 1943 года богослужения в храме не прекращались. В 1945 году заключён договор между общиной верующих и районным советом, согласно которому здание храма передавалось верующим в бессрочное и безвозмездное пользование[18]. Однако полностью храм в пользование общины верующих передан не был. В документах 1946 г. уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР указано: часть храма, занятая «под склад зерна», после освобождения от хлеба верующим передана не была, а передана под склад запасных частей и товаров. Началась долгая переписка о полной передаче здания храма верующим[19]. Богослужения совершались в приделе великомученицы Варвары. Здание церкви являлось государственной собственностью и передано в аренду церковному совету и райпотребсоюзу. В 1949 году составлен акт, согласно которому в части храма, занятой под склад, «северная часть стены отошла». Гутабсбыт отказался производить ремонт – вопрос оставался нерешённым[20]. Ремонт был закончен только в 1968 году, и качество его оставляло желать лучшего. Но уже в апреле 1969 года в райисполком председателем колхоза было направлено письмо, в котором сообщалось об аварийном состоянии здания храма и указывалась необходимость срочного его закрытия[21]. Однако этого не случилось. В 1970 году его отремонтировали снаружи – были покрашены крыша и купол. В этом же году дано разрешение на изготовление нового иконостаса[22]. «Листы фанеры служащие вместо иконостаса по своему состоянию давности, скоро не будут выдерживать икон, размещённых на них»[23] (из письма церковного совета – прим. автора). В 1971 году верующие направили просьбу об установлении ограды и освобождении придела святителя Николая, занятого райпотребсоюзом под склад, на что получили отказ[24]. В апреле 1989 года по благословению архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия началась капитальная реставрация храма.

14 мая 1991 г., в соответствии с Законом РСФСР от 25.10.1990 «О свободе вероисповеданий» зарегистрирован Православный приход Успенского храма Курской епархии РПЦ п. Касторное. С 1998 года храм является памятником культовой архитектуры регионального значения.
В мае 2004 года настоятель Успенского храма протоиерей Алексей Лакомов обратился к митрополиту Курскому и Рыльскому Ювеналию за благословением о создании попечительского Совета по восстановлению колокольни. Митрополит утвердил смету и проект сооружения. 26 июля 2007 года началось восстановление колокольни. Ровно через год работы завершились.
22 мая 2016 года, спустя 80 лет после осквернения богоборцами, епископом Щигровским и Мантуровским Паисием освящён новый престол в приделе святителя Николая, архиерейским чином отслужена первая литургия.

Примечания:

[1] Экономические примечания к планам дач генерального межевания, 1765 – 1843 гг. (коллекция) // РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Ед. хр. 264. Л. 155 – 155об.
[2] Там же. Оп. 1. Ч. 2. Л. 45.
[3] Страховой отдел – страховые документы на церковное имущество по епархиям и уездам // РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Ед. хр. 276. Л. 36 – 38об.
[4] Архивная справка ФКУ «Российский Государственный исторический архив» от 11.05.2016.
[5] Страховой отдел – страховые документы на церковное имущество по епархиям и уездам // РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Ед. хр. 276. Л. 36 – 38об.
[6] Святитель Иустин (Полянский) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyanskij/ (дата обращения: 20.01.2019)
[7] Святитель Иустин (Полянский), епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года [Текст] / И. Е. По­лянский. – Москва : Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012. – С. 432.
[8] Собрание сведений о церквях, монастырях, молитвен­ных зданиях, находящихся в уездах Воронежской губернии // ГАВО. Ф. Р-4. Оп. 1. Ед. хр. 473. Л. 66об. – 67.
[9] Описи церковных ценностей Воронежской губернии, изъятые в пользу голодающих Республики // ГАВО. Ф. Р-18. Оп. 1. Ед. хр. 402. Л. 140.
[10] Старооскольский Исполнительный комитет окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов // ГАБО. Ф. Р-825. Оп. 1. Ед. хр. 40. Л. 97, 147.
[11] Материалы о закрытии церквей Касторенского района // ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 4. Ед. хр. 36. Л. 33.
[12] Там же. Л. 30.
[13] Там же.
[14] Там же. Л. 27.
[15] Там же. Л. 23 – 24.
[16] Там же. Л. 16 – 17.
[17] Там же.
[18] Касторенский Исполнительный комитет районно­го совета депутатов трудящихся // ГАКО. Ф. Р-3929. Оп. 3. Ед. хр. 239. Л. 5 – 6.
[19] Уполномоченный Совета по делам Русской православ­ной церкви при Совете Министров СССР // ГАКО. Ф. Р-5027. Ф. Р-5027. Оп. 1. Ед. хр. 15. Л. 3об.; Ед. хр. 20. Л. 65.
[20] Там же. Ед. хр. 25. Л. 127.
[21] Касторенский исполнительный комитет районного со­вета депутатов трудящихся // ГАКО. Ф. Р-3929. Оп. 3. Ед. хр. 239. Л. 5 – 6.; Ед. хр. 214. Л. 26, 82. Ед. хр. 213. Л. 6.
[22] Там же. Ед. хр. 239. Л. 42 – 43, 45, 57.
[23] Уполномоченный Совета по делам Русской православ­ной церкви при Совете министров СССР // ГАКО. Ф. Р-5027. Оп. 1. Ед. хр. 15. Л. 42.
[24] Уполномоченный Совета по делам Русской православ­ной церкви при Совете Министров СССР // ГАКО. Ф. Р-5027. Оп. 1. Ед. хр. 239. Л. 42.

Иерей Александр Шашкин. Из книги "Касторенские святыни".

Made on
Tilda