4-й благочиннический округ

Землянского уезда

Воронежской епархии

с. Старая Ольшанка.

Храм Святой Троицы

Воронежские епархиальные ведомости.

Воронеж, 1866–1917, 1882, выпуск № 13



История церкви


За неимением каких бы то ни было документов нельзя сказать, с какого года существует в селе церковь. Можно предполагать, что церковь в селе существует сравнительно давно, так как еще в 1780 году, с которого хранятся церковные документы, при церкви было уже два штата духовных. Известно только, что первоначальная церковь в селе была деревянная, но она в 1786 году в июне месяце от неизвестной причины сгорела. Пожар начался внутри церкви, а потому все находящееся в ней и самое церковное здание сгорело до основания; пожар был так силен, что плавились церковные колокола. На месте сгоревшей церкви в настоящее время стоит небольшая каменная часовенка. После пожара церкви жители старой Ольшанки в том же году обратились с просьбою к Преосвященному Тихону III о дозволении им построить на место сгоревшей новую церковь. На эту просьбу Преосвященный в том же году прислал грамоту за № 1567, которою разрешалось жителям построить новую каменную церковь. Грамота эта следующего содержания: «По прошению землянской округи, села старой Ольшанки Архангельской церкви, приходских людей благословили мы вместо сгоревшей в том селе Архангельском вновь церковь каменным зданием в тоже именование с приделом во имя Живоначальной Троицы на удобном месте с принадлежащим молитвословием кафедрального нашего собора чередному иерею обложить, что исполнивши оной иерей нас уведомить. Просившие же нас должны оное исполнить немедленно со всяким тщанием и, построив, убрать оную благолепным иконостасом, снабдить сосудами серебряными, ризницею из шелковой материи, книгами и всем тем, что нужно для святого храма. Сие и при том, чтобы алтарные места не были сделаны тесны или темны и престолы были бы уготованы в надлежащей мере именно ж: чтобы в высоту непременно были 1 аршина 6 вершков, а шириною как может поместиться на нем потребное все для священнослужения. Имеет крепко наблюдать тот, кто будет храм закладывать. Когда же все таковым порядком в храме устроено будет, тогда он же опишет все и нам представит, потом священным антиминсом и об освящении благословением нашим снабдить храм не оставим. Дана сия грамота за подписанием нашим и приложением архиерейской нашей печати в Воронеже июля 31 дня 1786 года, которую и велеть хранить в храме, когда построен будет на всегда».

Получивши эту грамоту, жители в том же году занялись приготовлением материала для постройки новой церкви; в следующем году постройка началась, а в 1790 г. церковь была уже освящена, хотя придел во имя Троицы, о котором говорится в грамоте, не был еще окончен. Придел пристроен был с восточной стороны в гораздо большем размере, чем самый храм, вследствие этого придел был определен для храма, а храм сделался приделом. В 1805 году по прошению прихожан церковь была переименована в Троицкую и с этим наименованием существует до настоящего временя. В 1880 году начаты новые пристройки к храму, которыми предполагается прибавить еще два придела с северной и южной стороны.

Каменная церковь построена четвероугольная продолговатая, но пристройки, еще не окончены, изменяют её форму и делают крестообразною. Вся церковь построена из кирпича, средина стен насыпана бутом и залита известковым раствором. Церковь имеет одну главу, на которой утвержден четверо-конечный железный вызолоченный крест с сиянием. Окна в церкви продолговатые с железными решетками. Двери для входа в церковь устроены с трех сторон: с запада створчатые, обитые железом, с севера и юга одиночные, деревянные. Каменная колокольня соединена с церковью и построена с нею в одно время. В начале церковь была окружена земляною насыпью, но в 1837-9 вокруг неё выстроена каменная ограда, существующая и до настоящего времени. В ограде с западной стороны сделаны въезжие ворота, а с северной и южной стороны устроены небольшие калитки; вокруг церкви в ограде насажен сад из фруктовых деревьев.

Внутри церковь устроена крестообразно. Алтарь отделяется от храма каменной (2 аршина толщины) стеною с тремя пролетами для дверей царских, северных и южных; с западной стороны к храму прилегает придел, который до 1815 года быль настоящим храмом. Придел отделяется от храма каменной с пролетом стеной; пролет закрывается стеклянной створчатой дверью. В приделе среди церкви поставлены четыре каменных, четвероугольных с карнизами столба, из которых два служат опорою для хора, устроенных с одной только западной стороны. Пол в храме и приделе сначала был деревянный, но в настоящее время весь кирпичный. Алтарь как в храме, так и в приделе устроен без разделения; в южной стороне алтаря в стене сделано помещение для церковной библиотеки, которая состоит исключительно из местных епархиальных ведомостей и нескольких сборников проповедей. Престолы в храме и приделе деревянные. В храме над престолом устроена деревянная четвероугольная с карнизами сень; сень окрашена белою краской, карнизы вызолочены и окаймлены бумажной бахромой; на углах привешены кисти. Сень утверждена на четырех железных крюках. Внутри сени над престолом изображение Бога Саваофа. С сенью посредством изогнутых деревянных подставок соединяется другая значительно меньшая сень, внутри которой изображение Духа Святого в виде голубя. В приделе над престолом тоже устроена деревянная сень, но без верхней сени и в значительно меньшей мере. Сень в приделе окрашена такой же белой краской, с такими же позолоченными карнизами, как сень храма, но бахромы и кистей здесь нет; внутри сени изображен Бог Саваоф. Жертвенники в храме и приделе деревянные, поставлены на открытом месте. Иконостасы в храме и приделе устроены с колоннами; резьба помещена на золотом поле. В храме иконостас состоит из пяти, а в приделе из двух поясов. Иконы, помещенные в иконостасе на поклоне, или местные, украшены латунными посеребренными ризами. Пред алтарем храма и придела устроена каменная, возвышенная от помоста в храме на три, а в приделе на одну ступень, солея; солея не отделяется от храма никакой решеткой. Клиросы деревянные.

Церковь расписана на масле иконным письмом.


Принадлежности храма:


Потир серебряный вызолоченный с белой серебряной сеткой. На нём изображены: с передней стороны Спаситель, с противоположной: Распятие Спасителя, с правой Иоанн Предтеча, с левой – Божия Матерь. Весит потир 1 фунт 12 золотников.
Потир серебряный вызолоченный под чернь с серебряною сеткой, весит 2½ фунта. Два серебряных вызолоченных дискоса, один весит 66, другой – 60 золотников.
Две серебряных вызолоченных звездицы, весом одна 38, другая – 22 золотника.
Две серебряных лжицы, из которых одна вызолочена вся, а другая только внутри, весит одна 12, другая – 8 золотников.
Два серебряных вызолоченных блюда, весом 46 золотников.
Ковш серебряный вызолоченный, весит 20 золотников.
Ковш и блюдо серебряные, вызолоченные, пожертвованы в 1857 году помещиком Марком Павловичем Плотниковым.
Напрестольный серебряный крест с финифтевыми изображениями, весит 1 ¾ фунта.
Крест серебряный чеканной работы весит 85 зол.
Крест серебряный пожертвован помещиком Марком Павловичем Плотниковым с семейством в 1866 году 17 апреля в память чудесного спасения Императора Александра II 4 апреля 1866 года.
Крест белый перламутровый, пожертвован в 1857 г. крестьянином Антоном Никитиным.
Ковчег серебряный вызолоченный с финифтевыми изображениями, весит 4¼ фунта; форма ковчега – четвероугольный продолговатый храм; на углах ковчега поставлены четыре литых из серебра херувима. Другой такой же ковчег пожертвован в церковь в 1849 г. 25 марта М. П. Плотниковым. Ветхий оловянный ковчег пожертвован в село Верхотопье.
Евангелие 1804 года в большой лист на александрийской бумаге в бархатном, малинового цвета переплете. На верхней доске пять финифтевых изображений – Спасителя и четырех евангелистов.
Евангелие, 1785 года, в половину листа, на простой бумаге обложено плисом малинового цвета. На верхней доске литые из серебра изображения – Спасителя и евангелистов.
Евангелие, обложенное, малинового цвета бархатом с верхней серебряной вызолоченной доской, пожертвовано в 1849 году 20 окт. М. П. Плотниковым.
Евангелие с медной посеребренной доской в 1870 г. пожертвовано неизвестным лицом.
Три медных и одно серебряное кадило. Посреди храма на железной цепи висит двух ярусное с 22 двумя свечами паникадило, пожертвованное в 1868 году, крестьянином Григорием Золотаревым.
В приделе паникадило о трех ярусах с 32-х свечами, пожертвовано М. П. Плотниковым.
Запрестольный подсвечник о семи свечах, сделанный из зеленой меди, пожертвован в 1857 году крестьянкой Ириной Григорьевой.
Все вещи, которые не обозначены, в каком году были пожертвованы в церковь записаны еще в церковной описи 1809 года. Неизвестно, только куплены ли эти вещи на церковные суммы, или пожертвованы частными лицами.
Шитая церковная утварь вся новая, парчовая и шелковая, пожертвована в церковь частными лицами.
Плащаница малинового цвета пожертвована в 1871 г. M. П. Плотниковым.

Церковные документы:


В церкви хранятся метрические, исповедные и обыскные книги; других документов нет.
Метрические записи хранятся с 1780 года, в них значится:

ТАБЛИЦА


Причт.


До 1780 года о духовенстве Ольшанской церкви решительно ничего неизвестно, так как с прежней церковью сгорели и все документы. В 1780 году при церкви было уже два штата – два священника, диакон, два дьячка и два пономаря. С 1850 года штат постоянно сокращается выбытием низших клириков. Ко времени преобразования штатов здесь было два священника, диакон и два дьячка. В настоящее время вследствие указа о сокращении штатов причт состоит из четырех человек: двух священников, диакона и исправляющего должность псаломщика. Из прежних священников села сохранились имена и фамилии следующих:


Священник Василий Иванов Курбатов умер в 1803 году. В каком году он поступил в село священником неизвестно. Матвей Тимофеев священствовал при этой церкви до 1784 года. В этом году он, вероятно, перешел в другой приход, так как в отдел е метрических книг «о умерших» имени этого священника не встречается.

Лев Максимов Шереметьев [Лев Шереметьев в народе считается знахарем. Поводом к этому послужило то обстоятельство, что на его могиле, находящейся в церковной ограде, ежегодно образуются обвалы, происходящие, вероятно, от того, что склеп, в котором поставлен гроб, по причине ветхости начал обрушиваться. Народное объяснение этого факта выразилось в следующих словах: «земля не принимает] (с 1784 года) умер в 1818 году. В ревизской записи в семействе Льва Шереметьева значится сын, Михаил, который в 1795 г. обучался в Воронежской духовной Семинарии, а в 1797 году отослан в военную службу.


Иоанн Васильев Курбатов умер в 1830 году. Образование получил в Воронежской Духовной Семинарии, в которой окончил курс в 1789 году. В ревизской записи о нем сказано: «священник Иоанн Васильев Курбатов произведен к сей церкви в штат после пятой ревизии. Сперва он был здесь пономарем, а в 1803 году произведен на убылое место (своего отца) священником. У него сын, Фёдор, в 1811 году, обучался в Воронежской духовной Семинарии в низшем латинском классе». Здесь же сделана приписка о сыне диакона, Петра Филиппова Богомолова, Василии, что он «в 1811 году по прошению отослан в Воронежское Губернское правление для определения в род жизни». Священник Никанор Попов с самым скудным образованием быль определен в село священником в 1818 году по ходатайству помещика Петра Антоновича Плотникова; умер этот священник в 1864 году.


Афанасий Матвеев поступил в село в 1830 году на место умершего Иоанна Курбатова, но в 1833 году перешел в другой приход. Его место занял Алексей Ильин Курбатов, умерший в 1854 году. По смерти Алексея Курбатова до 1857 года исправлял требы викарный священник Иоанн Петров Яблоновский, который прежде имел своим приходом село Яблоново, Задонского уезда.


В 1864 году на место умершего Никанора Попова был произведен Федор Петров Авсенев; в следующем 1865 году он перешел в другой приход.

В настоящее время священники: Николай Иванов Яблоновский и Иоанн Петров Скрябин.


Содержание духовенства в настоящее время, как и прежде, обусловливается доходами, получаемыми за совершения треб, и землёй, которой имеется для двух штатов 33 десятины. Вся земля пахотная, лугов и лесов духовные не имеют; почва земли черноземная. Кроме земледелия духовенство не занимается ничем.

Приход.


Прихожане сей церкви все великороссы, православного исповедания. Жители этого прихода исключительно занимаются земледелием. Впрочем, в 1830 годах они вели весьма деятельную раскопку и торговлю мелом. Но в настоящее время промысел этот совершенно оставлен и единственным источником для поддержания существования населения является земледелие.

Прихожане этой церкви в большинстве неграмотные, хотя в селе есть школа, донельзя запущенная по внешности и этим самым обращающая на себя внимание. Считаю не лишним сказать о ней несколько слов. Несколько в стороне от крестьянских изб стоит одинокое, полураскрытое, полуразвалившееся здание. Смотря на него, не вольно задаешь себе вопрос: зачем стоить это, не могущее приносить никому пользы, здание? Но к величайшему удивлению, узнаешь, что здание это имеет весьма большое значение и составляет предмет первой необходимости села – это сельская школа. Поверить, что здание это предназначено для сельской школы, решительно нет никакой возможности. В комнате, в которой дети стараются «постигнуть грамоту», грязь лежит таким толстым слоем, что допустить в классной комнате существование деревянных полов решительно невозможно. Столы для учеников, ветхая классная доска, шкафчик для самого ограниченного количества книг, имеющихся при школе, стол для учителя и совершенно развалившийся стул, называемый почему-то креслом, на который садиться можно только с крайнею опасностью если не за жизнь, то во всяком случае за целость своих членов – все эти предметы покрыты грязью и таким слоем пыли, что кажутся серыми. В углах лежат целые кучи навоза. Стены украшаются единственною изорванною, обрызганной грязью картиной, не имеющей, впрочем, никакого отношения к школе. Эту картину можно встретить на каждой речной спасительной станции; она изображает спасение утопленников. В каких видах картина эта прибита к стене в классной комнате, решить весьма трудно. Ко всему этому нужно прибавить еще и то обстоятельство, что почти все оконные стекла разбиты, и классная комната вследствие этого является совершенно открытой для всех атмосферных перемен. Нужно заметить, что стекла не вставляются даже зимой. При такой обстановке обучение грамоте идет весьма неудовлетворительно. В зимнее время, когда исключительно идут занятия в сельских школах, ученики большую часть времени проводят не в учении, а в согревании своих, окоченевших от чрезмерного холода, членов. Как успешно идет дело обучения, можно видеть из того, что мальчик, ходивший в школу два года, с трудом может разбирать слова. О письме, конечно, не может быть и речи. Словом, школа производит самое грустное, неприятное и отталкивающее впечатление как внешностью, так и результатами обучения.


Такое крайне халатное отношение к школе со стороны жителей не мешает, впрочем, им питать самую нежную любовь к кабаку. Кабак в селе пользуется большим уважением; его посещают не только пожилые, но и молодые парни. Нередко можно встретить, как пьяный отец возвращается из кабака вместе с таким же пьяным 17-ти летним сыном. В последнее время пьянство достигло крайнего своего развития. Многие хозяева, жившие прежде безбедно, в настоящее время чрез пьянство лишились всего своего состояния и сделались совершенно нищими. Бывают частые случаи, когда женщина мать большого семейства, видя, как муж пропивает последнюю лошадь или корову, обращается в волостное правление с жалобою на «проклятого мужа разорителя», с рыданиями умоляет сельское начальство запретить «мужу разорителю» пьянство, доводящее все семейство до крайней нищеты. Я видел эти слезы, слышал эти надрывающие душу вопли: (это не те обыкновенные слезы, которые проливает человек для своего успокоения и утешения нет) –это слезы и вопли отчаяния, слезы человека, стоящего на краю погибели. Тяжело смотреть на такие картины, но лица, имеющие в селе власть, смотрят на все подобное с чрезмерным хладнокровием. Вся власть в селе сосредоточена в руках мироедов, о которых считаю излишним говорить, так как лица эти обретаются в каждом селе и известны своими возмутительными действиями всякому.

Это «начальство», привыкшее всегда пить на чужой счет и все время проводить в кабаке, не только не искореняет пьянство, но даже покровительствует пьяницам. Просительница – «баба дура» – изгоняется, а муж в благодарность за такое решение должен просить начальство в кабак для угощения «могарычем», хотя бы этот могарыч покупался на последнюю лошаденку. Голоса священников, которые восстают против этого общественного зла, не достигают желанной цели. Мироеды слишком авторитетные лица для того, чтобы противопоставить свой голос голосу священника. Бывали случаи, когда крестьянин, убежденный священником, некоторое время переставал пьянствовать, но раз попавши в общество мироедов, начинал пить снова и пропивать даже последнюю избу. Следующий факт, впрочем, не единичный, характеризует мироедов с их противодействиями, направленными против священников, восстающих против пьянства. К одному из местных священников приходит крестьянка и со слезами на глазах просит, чтобы священник запретил её мужу пьянствовать. Священник тотчас призывает крестьянина, мужа просительницы, и делает ему строгое наставление, выставивши на вид все то зло, какое причинило крестьянину пьянство. После этого по селу разнеслась молва, что Мирон (имя крестьянина) не стал пить водку, прекратил посещение кабака и исключительно занялся восстановлением своего расстроенного хозяйства. Недели через две Мирон снова является к священнику и просит у него 30 р. денег, нужных ему для покупки, только что пропитой им, лошади, при этом клянётся, что никогда не будет пить ни одной капли водки. Видя чистосердечное раскаяние, священник дает ему просимую им сумму денег. Получивши деньги, крестьянин с радостью возвращается домой; но ему не суждено было купить лошади. Весть о перемене Мирона к лучшему встретила сильное несочувствие в среде мироедов, очень часто пировавших на счет Мирона. Теперь они должны были лишиться этого удовольствия. Чтобы это не осуществилось на самом деле, они предпринимают свои меры, – напоминают Мирону о его прежних, скрытых ими, проступках и грозят судом. Такие угрозы действуют, конечно, сильнее всяких вразумлений со стороны священника и достигают желанного результата. И вот Мирон снова в кабаке угощает своих «заступников». Все деньги, взятые на покупку лошади, были пропиты, а Мирон в порыве увлечения грозил священнику сжечь все его состояние, если хоть один раз он услышит от священника требование долга. Таким образом, все старания священника вразумить заблудшего и дать ему возможность исправить распространенное хозяйство оказались совершенно напрасными и не принесли никакой пользы. При таком крайнем развитии пьянства в селе понятным становится, что нравственность жителей находится далеко не в удовлетворительном состоянии.

Кроме пьянства упадку нравственно-религиозной жизни много способствует развитие так называемого черничества. Основательницами черничества в селе являются вдовы и застарелые девы из крестьян. К ним присоединяются и молодые девушки, по разным физическим недостаткам не думающие выйти замуж. В настоящее время черничество увлекает весьма многих крестьянских девушек и без всяких физических недостатков. Живут черницы в отдельных домиках по три и по четыре лица; занимаются рукоделием и чтением псалтири по умершим. В домах или, как их обыкновенно называют, кельях всегда чисто и опрятно; здесь всегда можно встретить радушный прием и приличное угощение всякому деревенскому аристократу. Вся корпорация черниц весьма сомнительного поведения и во многом напоминает собою черниц, выведенных Никитиным в «дневнике семинариста». Эти quasi благочестивые девственницы имеют большое влияние на необразованную массу народа – они рассказывают народу о своих видениях, о таинственных снах, об искушениях, которым подвергаются они со стороны бесов и чрез это являются в глазах народа, как лица, угодные Богу, а, следовательно, и авторитетные в деле религии. Все надобные рассказы имеют самый нелепый характер и способствуют развитию в среде народа грубых понятий и суеверий. Черницы убеждают народ не поминать умерших в храме, но давать на поминовение деньги им, черницам, у которых в кельях всегда горит неугасаемая лампада, и которые через это могут помянуть умерших «лучше», чем «женатые священники.» Эта мнимая неугасаемость лампады действует на некоторых весьма соблазнительно, и черницы, благодаря этой неугасаемости лампады, получают от жителей значительное количество денег для своего материального обеспечения. Убеждают общество удалить просфорню из духовных, а право печь просфоры предоставить им черницам. Словом, черницы приносят весьма много зла, вносят в общество разлагающие элементы. Нередко черниц посещают странствующие чернецы – «Божии страннички» как обыкновенно называют их черницы. Эти «Божии страннички» сомнительной репутации гостят у своих «сестер» иногда по целым неделям и своими бессмысленными рассказами и фарисейством пред народом еще более поднимают авторитет черниц, как жен, которые не гнушаются принимать у себя «изгнанных правды ради».

Ив. Яблоновский

Made on
Tilda