3-й благочиннический округ

Землянского уезда

Воронежской епархии

с. Верхняя Грайворонка. Димитриевская церковь

ВЕРХНЯЯ ГРАЙВОРОНКА.

ДИМИТРИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

(Ныне храм Ахтырской иконы Божией Матери)


Название села происходит от слова «грайворон», которое, в свою очередь, образовано от сочетания слов «граяти» и «ворон», распространённых в русском языке со времён Киевской Руси. «Грай» обозначает пение птицы. Целиком же слово «грайворон» значит «пение ворон». Название, вероятно, по месту, где было большое скопление ворон (лес, роща и т. д.), изначально было дано урочищу, а позднее – реке. Таким образом возник гидроним (название реки) Грайворон, который впоследствии был использован для наименования села. Со временем и река, и село получили название Грайворонка.

Деревня (в настоящее время – село) изначально находилась на писцовой земле, официально к какому-либо приходу не относилась, требы местных жителей исполняли священники села Никольского. Формально по этой причине деревню причисляли к приходу Николаевской церкви села Никольского, от которого деревня находится в 8-и верстах за речками Грайворонкой, Малыхановкой и Большим Гнилым Верхом, «...чрез которые с разлитием полой воды в весеннее время, а в осеннее от дождей, в зимние за снежных заметей и стужей в проезд бывает неудобность; а потому и жители лишаются слышания Словословия Божия и в христианских требах претерпевают всекрайнейшую нужду»[1]. В связи с указанными затруднениями жители деревни подали прошение епископу Воронежскому с просьбой позволить им построить у себя храм. В поданном прошении от 8 октября 1796 года Мефодий, епископ Воронежский и Черкасский, просит Святейший Синод по желанию однодворцев дать разрешение возвести деревянную церковь в деревне Верхняя Грайворонка в честь святителя Димитрия Мироточца (Солунского)[2]: «...под оную новую церковь, под кладбище, равно будущих при ней священно-церковнослужителей под селитьбу длиннику и поперечнику по осьмидесяти сажен, а на пашни и сенные покосы тридцать три десятины земли в одном месте и в близости из своих дач отвести, и во время строения той церкви надлежащим порядком жители утвердить обязуются»[3]. «...Священнослужители села Никольского показали, что они за показанными затруднениями в деревню Граворонку входить не желают, а имеют быть своим приходом довольны»[4]. 19 августа 1797 года по императорскому указу Святейший Правительствующий Синод слушал донесение Преосвященного Мефодия, епископа Воронежского, о построении деревянной церкви во имя святого великомученика Димитрия Мироточца. «…При показанной Николаевской церкви останется в приходе дворов по числу в них мужеских душ – 183... По каковым обстоятельствам Преосвященный Воронежский мнение своё полагает, что в помянутой деревне Верхней Граворонке вновь церковь построить дозволить можно. Приказали: в показанной деревне Верхней Граворонке вновь деревянную церковь в означенное именование на основании представления Преосвященного Воронежского в рассуждении вышеприведённых обстоятельств построить дозволить, с тем, однако, чтобы как под строение оной церкви, так под селитьбу, усадьбу и на содержание будущим при ней священно-церковнослужителям земля, не менее положенной в межевой инструкции пропорции, во всех трёх полях, и в недальнем от тоя церкви расстоянии, из дач оных просителей по обязательству их законным порядком справлена, отказана и в действительное их священно-церковнослужителей владение утверждена, а сверх того и дома для них построены были иждивением тех же просителей прежде освящения той церкви не отменно. О том дать указ Преосвященному Воронежскому, и при нём подлинное следственное дело возвратить. Подлинное подписали 2 сентября 1797 года: Гавриил, Митрополит Новгородский, Иннокентий, Архиепископ Псковский, Ириней, Архиепископ Тверской, Анастасий, Архимандрит Новоспасский, Лукиан, Протоиерей Преображенский, Обер-секретарь Василий Савицкий, Секретарь Павел Соколов»[5]. Высочайший указ аналогичного содержания был послан епископу Мефодию 7 сентября 1797 года (за номером 5479), получен им 6 октября 1797 года. Как видно из письменных данных архимандрита Димитрия Самбикина, храм строился два года: «Церковь в с. Верхней Грайворонке… деревянная с колокольнею, построена в 1799 году. Земли усадебной 2 дес., пахотной и сенокосной 33 дес. Прихожан 1170 д. деревни: Покровка (3 в.) и Малая Богатыревка (3 в.)[6].

Каменный храм, который стоит до сегодняшнего времени, построен вместо деревянного в 1897 году. Это подтверждает страховая оценка Димитриевской церкви села Верхняя Грайворонка от 4 июня 1911 года, в которой указано: «…Церковь построена в 1897 году, строение сохранилось очень хорошо…»[7].

В фонде Воронежского губернского исполнительного комитета, в сведениях о церквях, монастырях и молитвенных домах, находящихся в Землянском уезде, по состоянию на 10 октября 1922 года значится Дмитриевская церковь в селе Верхняя Грайворонка Никольской волости. Договор с уездным исполнительным комитетом не заключён. Церковь действующая[8]. Произведено изъятие церковных ценностей весом 6 ф. 25 зол.: чаша; дарохранительница; крест; тарелочка; оправы с Евангелий; ободка с иконы; 2 венца[9]. С 1936 года храм перестал действовать, и община верующих распалась. Здание было занято под ссыпку зерна колхозом «Новый путь» Верхне-Грайворонского сельского совета. В связи с многочисленными жалобами верующих, Комиссия по вопросам культов при Президиуме Курского областного исполнительного комитета в сообщении Октябрьскому районному исполнительному комитету указывает: «... считаем необходимым ускорить освобождение здания церкви с. Верхняя Грайворонка из-под ссыпки хлеба и передачу его в пользование верующих»[10]. Согласно докладу председателя Комиссии по вопросам культов Андрианова, написанному в декабре 1936 года в Центральный Исполнительный Комитет СССР, здание Димитриевской церкви села Верхняя Грайворонка из-под ссыпки хлеба освобождено и передано верующим[11]. Как показывают последующие архивные документы, данные сведения не соответствовали действительности. Здание храма де-факто продолжало незаконно использоваться колхозом «Новый путь» под зерновой склад. 3 февраля 1939 года из Верховного Совета СССР секретарю Курского областного исполнительного комитета повторно направлен запрос с жалобой церковного совета по вопросу об освобождении церкви от зерна. Секретариат просит проверить жалобу по существу и принять меры к установлению законного порядка[12]. 9 февраля 1939 года информация перенаправлена председателю Октябрьского районного исполнительного комитета[13]. 21 мая 1940 года Октябрьский райисполком на заседании слушал дело о закрытии Димитриевской церкви в селе Верхняя Грайворонка Октябрьского района: «…имея в виду, что община верующих, в пользовании которой находилось здание церкви в с. В. Грайворонка с 1935 г. распалась, большинство населения с. М. Богатыревки, В. Грайворонке… ходатайствует о закрытии и передачи здания под культурные цели, из 899 взрослого населения, 721, что составляет 83% всего населения». Райисполком решил: «…церковь в с. В. Грайворонке закрыть, удовлетворить ходатайство населения о передачи здания Дмитриевской церкви для культурных нужд»[14]. 28 мая 1940 года решением Курского облисполкома № 15 храм официально закрыт и передан для использования на культурные нужды[15]. Верующие активно продолжают обращаться с заявлениями в Совет по делам Русской православной церкви (РПЦ) при Совете народных комиссаров Союза ССР. 29 октября 1945 года Совет разрешил открыть храм в селе Верхняя Грайворонка[16]. 15 февраля 1946 года уполномоченным по делам религий РПЦ при Курском облисполкоме зарегистрирована Дмитриевская православная приходская община[17]. Инвентарная опись переданного имущества состоит только из 23 деревянных икон[18]. В связи с длительным (более года) отсутствием на приходе священника в 1949 году приход был снят с регистрационного учёта, и храм надолго прекратил свою работу. С 1949 года церковь в числе действующих не значится[19]. В письме райисполкома от 3 апреля 1951 года докладывается, что церковь в селе Верхняя Грайворонка не действующая, отсутствуют кровля и полы, храм подлежит сносу. Ключи от храма хранятся в сельском совете[20]. В период с 1952 по 1956 год верующие при поддержке епископа неоднократно обращались в облисполком с ходатайствами об открытии храма, однако, их отклоняли, официально в обоснование приводя, что здание храма используется колхозом под склад зерна. Колхозом проведено оборудование помещения под склад, и освободить здание невозможно ввиду нехватки складских помещений[21].

В 1998 году богослужения возобновились в молитвенном доме, располагавшемся в здании детского сада. С 2005 года службы стали совершаться в храме.

По одной из версий, в середине XIX века в селе был построен храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Однако эта версия не находит документального подтверждения – в архивных документах дореволюционного и советского времён храм именуется в честь Димитрия Солунского, 1897 года постройки.

26 ноября 1994 года, в соответствии с Законом РСФСР от 25.10.1990 года «О свободе вероисповеданий», зарегистрирован Ахтырский храм Курской епархии РПЦ в селе Верхняя Грайворонка Касторенского района. Храм был переименован в честь Ахтырской иконы Божией Матери.

Примечания:

[1] Дело по донесению Преосвященного Мефодия Еписко­па Воронежского, с подлинным следственным делом, о по­строении Землянской округи в деревне Верхней Граворонке, вновь деревянной во Имя святого великомученика Димитрия Мироточца церкви // РГИА. Ф. 796. Оп. 77. Ед. хр. 505. Л. 1 – 1об.
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] Там же. Л.4 – 4об.
[6] Димитрий (Самбикин Дмитрий Иванович; архиеп. Ка­занский и Свияжский; 1839 – 1908). Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии : Вып. 1 – 4 [Текст] / Д. И. Самбикин. – Воронеж : тип. В. И. Исаева, 1884 – 1885. – Т. 1. – С. 200.
[7] Страховой отдел – страховые документы на церковное имущество по епархиям и уездам // РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Ед. хр. 243. Л. 27 – 27об.
[8] Собрание сведений о церквях, монастырях, молитвен­ных зданиях, находящихся в уездах Воронежской губернии // ГАВО. Ф. Р-4. Оп. 1. Ед. хр. 473. Л. 73об. – 74.
[9] Описи церковных ценностей Воронежской губернии, изъятые в пользу голодающих Республики // ГАВО. Ф. Р-18. Оп. 1. Ед. хр. 402. Л. 141об.
[10] Сведения о действующих молитвенных зданий и ре­лигиозных объединений по районам Курской области на 1 июня 1937 г. Т. 1. // ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 4. Ед. хр. 5. Л. 69.
[11] Там же. Л. 48.
[12] Сведения о действующих молитвенных зданиях и религиозных объединениях по районам Курской области на 1 июня 1937 г. Т. 1. // ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 4. Ед. хр. 5. Л. 40.
[13] Там же. Л. 39.
[14] Там же. Л. 3.
[15] Там же. Л. 1.
[16] Уполномоченный Совета по делам Русской православ­ной церкви при Совете Министров СССР // ГАКО. Ф. Р-5027. Оп. 4. Д. 57. Л. 1.
[17] Там же. Оп. 2. Д. 8. Л. 82.
[18] Там же. Оп. 4. Д. 57. Л. 6.
[19] Уполномоченный Совета по делам Русской право­славной церкви при Совете Министров СССР // ГАКО. Ф. Р-5027. Оп. 2. Д. 8. Л. 82.
[20] Там же. Д. 9. Л. 54.
[21] Там же. Д. 9. Л. 68.

Иерей Александр Шашкин. Из книги "Касторенские святыни"



Made on
Tilda