3-й благочиннический округ

Землянского уезда

Воронежской епархии

с. Васильевское.

Храм Владимирской иконы Божией Матери

ВАСИЛЬЕВСКОЕ.

ХРАМ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ


Строителем храма быль помещик Василий Петрович Камынин. В 1787 году он пошёл к епархиаль­ному начальству с прошением о разрешении ему «…в новонаселённой деревне его Васильевской, за дальним оной от приходских церквей расстоянием построить каменным зданием церковь; а до того времени, пока при этой церкви чрез переселение к ней из других деревень моих крестьян, не исполнится приходских ста дворов, а в них не менее мужеского пола четырёхсот душ, я обя­зываюсь в каждый год будущим священно и церковнос­лужителям производить по 15 рублей, хлеба озимового по семи и ярового по 8 четвертей, а также отвести землю под церковь, на кладбище, священно и церковнос­лужителям под селитьбу и на пашню 33 десятины из собственных своих дач и на действительное им навсег­да владение – укрепить указную им пропорцию…»[1]. Почти через 2 года, в начале мая 1789 года, разреше­ние на строительство церкви было получено Камыни­ным. В присланной храмозданной грамоте прописано: «Божиею милостью смиренный Иннокентий, епископ Воронежский – по изволению св. Правительствующе­го всероссийского Синода и по власти данной нам от великого архиерея Господа нашего Иисуса Христа, бла­гословляем мы по прошению епархии нашей, Землянской округи помещика майора Василия Камынина в деревне его, Васильевской, вновь церковь каменным зданием во имя Пресвятыя Богоматери явления иконы ея Влади­мирския построить. Сего ради кафедрального нашего Благовещенскаго собора чередный иерей имеет оную церковь, с принадлежащим молитвословием заложить, с тем однако ж, чтобы как под кладбище той новой церкви, так под селитьбу и усадьбу и на содержание священно-церковнослужителям указное по силе данной межевым губернским канцеляриям и провинциальным конторам инструкции, число земли в одном месте, а не полосами, в недальнем от тоя церкви расстоянии из дач означенного майора Василия Каманина, по его обяза­тельству, законным порядком справлено, отказано и в действительное их священно-церковнослужителей вла­дение утверждено было прежде освящения тоя церкви не отменно. Когда же храм устроен и всем церковным благолепием снабдён, а земля справлена, отказана и о действительном священно-церковнослужителям тою землёю владении законное утверждение в консисто­рию представлено будет; тогда и об освящении оного храма и об определении к нему священно-церковнослу­жителей благословение наше воспоследует. Дана сия грамота в Воронеже за подписанием нашея руки и с приложением печати. Апреля 20 дня 1789 года, кото­рую и велеть хранить в храме, когда устроен будет навсегда»[2]. К документу приложена сургучная печать с изображением благословляющей руки. Одновремен­но с храмозданной грамотой был прислан особый указ, в котором, между прочим, предписывалось окружному благочинному взять с Камынина «о произвождении по его обязательству, будущим священно и церковнослу­жителям денежного и хлебного жалованья, пока на­ полнен будет приход сотным числом дворов, подписку и прислать оную в консисторию»[3].

Через 10 лет помещик Василий Камынин донёс епар­хиальному начальству, что церковь в его деревне Васи­льевской устроена, и просил об её освящении. Конси­стория запросила от местного благочинного сведения: действительно ли устроена Камыниным церковь, и все ли обязательства выполнены строителем. Благочинный, представив в консисторию опись церковного имуще­ства вновь устроенной церкви, донёс, что «церковь со­стоит освящению в готовности..., а указная пропорция земли на содержание священно и церковнослужителей не отведена по взаимному согласию как определённого к этой церкви священника, так и помещика, потому что священник согласился у помещика быть на руге, а помещик как его священника, так и имеющих опре­деляться священно и церковнослужителей, ежели они согласны будут содержаться на руге, также согла­сен»[4]. Вследствие чего епархиальное начальство отка­зало Камынину в даче разрешения на освящение церк­ви. Тогда Василий Камынин в октябре 1799 года, заявив консистории, что обещанная им узаконенная пропорция земли на содержание будущего причта построенной им церкви отведена и во владение причта утверждена, представил запись, совершённую 13 октября 1799 года в Землянском уездном суде, в которой прописано: отдано Камыниным, «под новопостроенную Землянского уез­да, в сельце его Васильевском церковь из отмежёванной ему в единственное его владение земли 33 десятины, со всеми принадлежащими угодьями, которая земля от него никому иному не продана, не заложена и у кого не в каких крепостях не укреплена, а креплена той церк­ви священно- и церковнослужителям, и будет та земля от него Василия почему-нибудь отойдёт, то должен он такое ж количество десятин дат по способности к той церкви из той же его дачи»[5]. Ввиду этой дарственной записи епархиальным начальством разрешено освятить храм. 27 октября 1799 года церковь освящена[6].

Храм находился за чертой села – между ним и по­мещичьей усадьбою. Площадь, занятая церковью, не­сколько возвышена над общим уровнем местности, на которой расположено село. Но, несмотря на такое вы­годное положение, внешний вид церкви не отличался красотою: четырёхугольная, продолговатая, далеко не изящной архитектуры, об одной главе на непропор­ционально коротком куполе, церковь скорее поражала скромностью своей фигуры, чем величавостью и гра­цией. Храм построен из кирпича на каменном (белого цоколя) фундаменте. В длину от восточной стены ал­таря до западной трапезы церковь имела 32 аршина, в ширину храм между боковых дверей – 15 аршин, ал­тарь и трапезная – по 12 аршин. Высоты около 30 ар­шин. Наружные стены гладкие, оштукатурены. Кровля железная, покрашена зелёной краской. Крест на церкви плотного железа, четырёхгранный, позолоченный. Окна размещены в два яруса: нижнего пояса окна продолго­ватой формы, 3 аршина в высоту и 1½ аршина в ширину с железными решётками; окна верхнего ряда – полуцир­кульные, без решёток. В церковь вели три двери: с за­падной, северной и южной сторон. Все они по материа­лу, форме и размерам одинаковы: деревянные, кованные железом, двустворчатые и выкрашенные зелёною кра­скою; высота их – 3½ аршина, ширина – 2 аршина, отво­ряются все двери внутрь. С церковью была нераздельно соединена одновременно с нею выстроенная каменная колокольня. Она несколько выше церкви, оканчивалась железным позолоченным крестом, укреплённым на восьмигранном шпиле. По форме она четырехугольная, украшена барельефами; на ней 5 колоколов: 1-й весит 40 пуд. 27 ф., 2-й – 26 пуд., 3-й – 11 пуд., 4-й – 5 пуд. 7 ф., 5-й – 24 ф. Церковь была окружена каменною огра­дою; сложена она одновременно с церковью сплошною кладкою. Возле церкви, вне ограды, находилась камен­ная караулка о двух комнатах, разделённых деревянною перегородкой: в одной из них помещалась просфорная, в другой – церковная сторожка[7].

Внутри церковь представляла палату. Стены ошту­катурены, выкрашены голубой масляной краской и по­крыты священною живописью. Пол каменный. Алтарь не отделён от храма капитальною стеною. В длину он имел 10 аршин, в ширину – 9½ аршин. В алтаре 3 окна, в каждой из 3-х стен его по одному. Престол из дубового леса; длина, ширина и высота его одинакова – 1½ ар­шина. Над престолом была устроена массивная круглая сень на 4-х круглых колоннах. Сень окрашена белой краской, карниз – вызолоченными виньетками и баре­льефами; из-под карниза косяками спускались к престо­лу занавеси, прикреплённые к колоннам на 1,5 арши­на выше престола. Занавеси сделаны из проклеенного холста, изнутри выкрашены голубой краской, снаружи позолочены. Колонны закреплены на тумбах, выбелены, оканчиваются верху вызолоченными капителями. Вну­три сень выкрашена в прозрачный голубой цвет, посере­дине её находится изображение Бога Отца, окружённого ангелами. За престолом стоял медный, посеребренный семисвечник с лампадами из разноцветного стекла; по правую сторону от восточного окна помещался запре­стольный крест, по левую – запрестольная икона Божи­ей Матери, над нею на стене в ореховом киоте – храмо­вая икона Владимирской Божией Матери. Жертвенник по форме представлял продолговатый о 4-х ножках стол, покрытый парчою, помещается в нише. В углублении ниже изображена Тайная Вечеря. Недалеко от жертвен­ника, под северным окном, – стол для просфор[8].

Иконостас был сделан из липового дерева; сохра­нился в первоначальном виде и капитальным измене­ниям не подвергался. В описи церковного имущества, составленной в 1809 году, он показан окрашенным «па­левою краскою», а карнизы – покрытыми «голубой с лаком», но в 1867 году перекрашен в белый цвет. Ико­ностас трёхъярусный. Пояса отделяются друг от друга вызолоченными карнизами. Между иконами – выкра­шенные красной краской колонны с позолоченными капителями. Царские двери сделаны под аркою; двери резные, створчатые, украшены золочёною резьбой. На Царских вратах – образ Благовещения, под ним – че­тырёх Евангелистов. Вверху, над Царскими дверями, в полуциркуле арки в сиянии Духа Святого[9].

По правую сторону Царских врат находилась икона Иисуса Христа, сидящего на троне; затем следуют ико­ны – Сретения Господня, Святых митрополитов: Алек­сея Московского, Димитрия Ростовского и Николая Чу­дотворца. На левой стороне – Божия Матерь, сидящая на троне, за Ней иконы: Покрова Пресвятой Богороди­цы, Святого Иоанна Предтечи, Апостола Петра, правед­ной Анны и царицы Елены. На южных дверях, находя­щихся справа от Царских врат – Архангел Гавриил, на северных дверях, находящихся слева от Царских врат – Архангел Михаил. Иконы Спасителя и Божией Матери с серебряными позолоченными венками[10].

Во 2-м поясе: в середине над Царскими дверями – икона Тайной Вечери. По правую сторону иконы: Рож­дества Христова, Богоявления и Преображения Господ­ня. По левую – иконы: Успения Божией Матери, явления Святой Троицы под дубом Мамврийским и Рождества Пресвятой Девы[11].

В середине 3-го пояса – распятие Христово с пред­стоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом; над ними Воскресение Христа. По правую сторону – несение креста Спасителем и далее в круглой раме 6 Апостолов: Пётр, Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп и Варфоломей. По левую – моление о чаше и затем в кру­глой раме 6 других Апостолов: Матфей, Фома, Иаков Алфеев и Симон Зилот, Иуда Иаковлев и Павел[12].

Иконостас заканчивался под сводами храма боль­шим крестом, по правую сторону которого находились ветхозаветные скрижали и первосвященнический ки­дар, по левую – Евангелие и чаша[13].

Перед алтарём возвышается солея над намостом храма на одну ступень, к середине её был приделан полукруглый амвон. На солее перед образом Сретения Господня на резном аналое помещался образ Спасителя в киоте, в серебряной, позолоченной ризе; в последней весу 1 ф. 39 зол. Перед образом Покрова Божией Матери на аналое в киоте – икона храма Владимирской Божией Матери в короне из стразов и в серебряной позолочен­ной ризе; в ней весу 1 ф. 40 зол. По сторонам солеи на­ходились клиросы; они – деревянные столярной работы, перилообразные, выкрашены голубой краской. На пра­вом клиросе стоял большой стол, приспособленный для чтения богослужебных книг; верхняя крышка поката, под ней – просторный ящик. Такого же устройства, но меньших размеров, стол на левом клиросе. По бокам и позади клиросов размещены на аналоях иконы праздни­ков в честь Спасителя, Богоматери и святых. Длина хра­ма от алтаря до трапезной 13 аршин. Она отделялась от храма капитальной стеной с аркой посередине. С правой стороны от неё находилась в позолоченной раме на стене икона Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, по левую в позолоченной раме икона Святителя Митро­фана Воронежского. Ширина трапезной 6,5 аршин[14]*.

В фонде Воронежского губернского исполнитель­ного комитета в списке церквей Землянского уезда на 10 ноября 1922 года значится Владимирская церковь села Васильевское Краснодолинской волости, здание каменное, 200 кв. сажень. Договор с уездным исполни­тельным комитетом не заключён, храм действующий. Произведено изъятие церковных ценностей весом 16 ф. 31 зол.: 3 чаши, 2 креста, 2 дискоса, кадило, лжица, 2 звездицы, 2 оправы с Евангелий, трёхсвечник[15]. Со­гласно справке, выданной Краснодолинским сельсове­том, «…церковь в с. Васильевского не работает с 1935 г., по техническим причинам…»[16]. Аварийность храмов очень широко использовалась властью, в большинстве случаев она была ложной, выдуманной. Церковной об­щине выставлялась за ремонт огромная сумма, которую
община не могла собрать. 19 мая 1938 года по Васильев­ской церкви составлен акт о техническом состоянии, который гласит: «Фундаментные камни – цоколь дали осадку в углах некоторых средних стен, штукатурка наружных стен отвалилась, в результате чего кирпич­ная кладка начала разрушаться – выветривание кир­пича. Карнизные тяги имеют выпады кирпича, крыша негодная в полном основании. С Восточной и Западной стороны стены имеют трещины до 60 мм. С внутрен­ней стороны штукатурка отвалилась до 40 %. Потол­ки в алтаре имеют вид выпуклости-прогиба по причине гниения балок и держащих щитов. Стены имеют про­дольные рассадины как с наружной, так и с внутрен­ней стороны. Штукатурка отвалилась, пол в алтаре прогнил – загнивание грибком. Пол в службе имеет осадки – на основании вышеизложенного комиссия на­ходит: службу производить в церкви опасно, ввиду её ветхости. Предложить церковному совету отремон­тировать церковь капитально с участием тех. над­зора. Срок ремонта устанавливает Президиум РИКа. Комиссия отмечает, что церковь в течение 30 лет не ремонтировалась, в результате чего произошло раз­рушение кирпичной кладки стен, особенно наружных, где выветривание кирпича произошло до 50 %. Комис­сия выехала и произвела осмотр на основании решения Президиума РИКа от 17 мая 1938 г. Комиссия в соста­ве: зав. Коммунального отдела Касторенского РИКа В. В. Вариводина, техника М. Мельникова, инженера строителя сахзавода Ф. М. Беленкова, члена Красно­долинского сельсовета М. Е. Курбатова в присутствии А. Ф. Михаревой»[17].

19 мая 1938 года был составлен акт об отказе общи­ны верующих Васильевской церкви от ремонта: «Мы ниже подписавшиеся комиссия в составе председателя Краснознаменского сельсовета тов. Колбасенко, зав. Райкомхоза Касторенского РИКа тов. Вариводина, тех­ника РИКа тов. Мельникова, председателя церковного совета Васильевской церкви Теплякова Сем. Фил. Ива­новского с/с, Горшеченского района, Курской области, члена церковного совета той же церкви Голубятнико­ва Александра Никоновича, в присутствии священника этой церкви Михарева составили настоящий акт о ни­жеследующем: Осмотрев техническое состояние церк­ви ещё раз убедились в том, что ремонтировать цер­ковь нельзя. Председатель церковного совета Тепляков и член церковного совета Голубятников, заявили, что при разговоре с верующими – последние заявили о невозмож­ности её ремонта, так как она пришла по своей вет­хости в полную негодность, а по заявлению церковного совета ремонт её стоит дороже постройки новой, о чём составили настоящий акт»[18]. Храм закрыт поста­новлением Комиссии по вопросам культов при Президи­уме Курского областного исполнительного комитета от 5 августа 1938 года, протокол № 16: «...Договор с общиной Васильевской церкви Касторенского района растор­гнуть. Церковь закрыть, передав здание Васильевской церкви на снос районного строительства…»[19].

В справке, выданной сельским советом, значится: «Выдана настоящая справка в том, что со стороны верующих с. Васильевка Краснодолинского с/совета Ка­сторенского р-на протеста против закрытия церкви, по техническим соображениям, не поступало»[20].

Примечания:

[1] Священник Венедикт Преображениский. Село Васи­льевское [Текст] / В. Преображениский // Воронежские епар­хиальные ведомости. – 1884. – № 17. – С. 593 – 594.
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] Там же.
[6] Там же. С. 594 – 595.
[7] Там же. С. 595 – 597.
[8] Там же. С. 597.
[9] Там же. С. 598.
[10] Там же.
[11] Там же.
[12] Там же.
[13] Там же.
[14] Там же. С. 599.
* Подробнее о храме и селе смотрите: Священник Вене­дикт Преображениский. Село Васильевское / Воронежские епархиальные ведомости. – 1884. – № 17 – 19.
[15] Собрание сведений о церквях, монастырях, молитвен­ных зданиях, находящихся в уездах Воронежской губернии // ГАВО. Ф. Р-4. Оп. 1. Ед. хр. 473. Л. 66об, 67.
[16] Списки церквей, закрытых по решению облисполко­ма за 1939 – 1941 гг. // ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 4. Ед. хр. 10. Л. 7.
[17] Материалы о закрытии церквей Касторенского района // ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 4. Ед. хр. 36. Л. 86.
[18] Там же. Л. 84
[19] Там же. Л. 80.
[20] Там же. Оп. 4. Ед. хр. 36.

Иерей Александр Шашкин. Из книги "Касторенские святыни".

Made on
Tilda