To main content
 

3-й благочиннический округ

Землянского уезда

Воронежской епархии

с. Васильевское.

Храм Владимирской иконы Божией Матери

ВАСИЛЬЕВСКОЕ.

ХРАМ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ


Строителем храма быль помещик Василий Петрович Камынин. В 1787 году он пошёл к епархиаль­ному начальству с прошением о разрешении ему «…в новонаселённой деревне его Васильевской, за дальним оной от приходских церквей расстоянием построить каменным зданием церковь; а до того времени, пока при этой церкви чрез переселение к ней из других деревень моих крестьян, не исполнится приходских ста дворов, а в них не менее мужеского пола четырёхсот душ, я обя­зываюсь в каждый год будущим священно и церковнос­лужителям производить по 15 рублей, хлеба озимового по семи и ярового по 8 четвертей, а также отвести землю под церковь, на кладбище, священно и церковнос­лужителям под селитьбу и на пашню 33 десятины из собственных своих дач и на действительное им навсег­да владение – укрепить указную им пропорцию…»[1]. Почти через 2 года, в начале мая 1789 года, разреше­ние на строительство церкви было получено Камыни­ным. В присланной храмозданной грамоте прописано: «Божиею милостью смиренный Иннокентий, епископ Воронежский – по изволению св. Правительствующе­го всероссийского Синода и по власти данной нам от великого архиерея Господа нашего Иисуса Христа, бла­гословляем мы по прошению епархии нашей, Землянской округи помещика майора Василия Камынина в деревне его, Васильевской, вновь церковь каменным зданием во имя Пресвятыя Богоматери явления иконы ея Влади­мирския построить. Сего ради кафедрального нашего Благовещенскаго собора чередный иерей имеет оную церковь, с принадлежащим молитвословием заложить, с тем однако ж, чтобы как под кладбище той новой церкви, так под селитьбу и усадьбу и на содержание священно-церковнослужителям указное по силе данной межевым губернским канцеляриям и провинциальным конторам инструкции, число земли в одном месте, а не полосами, в недальнем от тоя церкви расстоянии из дач означенного майора Василия Каманина, по его обяза­тельству, законным порядком справлено, отказано и в действительное их священно-церковнослужителей вла­дение утверждено было прежде освящения тоя церкви не отменно. Когда же храм устроен и всем церковным благолепием снабдён, а земля справлена, отказана и о действительном священно-церковнослужителям тою землёю владении законное утверждение в консисто­рию представлено будет; тогда и об освящении оного храма и об определении к нему священно-церковнослу­жителей благословение наше воспоследует. Дана сия грамота в Воронеже за подписанием нашея руки и с приложением печати. Апреля 20 дня 1789 года, кото­рую и велеть хранить в храме, когда устроен будет навсегда»[2]. К документу приложена сургучная печать с изображением благословляющей руки. Одновремен­но с храмозданной грамотой был прислан особый указ, в котором, между прочим, предписывалось окружному благочинному взять с Камынина «о произвождении по его обязательству, будущим священно и церковнослу­жителям денежного и хлебного жалованья, пока на­ полнен будет приход сотным числом дворов, подписку и прислать оную в консисторию»[3].

Через 10 лет помещик Василий Камынин донёс епар­хиальному начальству, что церковь в его деревне Васи­льевской устроена, и просил об её освящении. Конси­стория запросила от местного благочинного сведения: действительно ли устроена Камыниным церковь, и все ли обязательства выполнены строителем. Благочинный, представив в консисторию опись церковного имуще­ства вновь устроенной церкви, донёс, что «церковь со­стоит освящению в готовности..., а указная пропорция земли на содержание священно и церковнослужителей не отведена по взаимному согласию как определённого к этой церкви священника, так и помещика, потому что священник согласился у помещика быть на руге, а помещик как его священника, так и имеющих опре­деляться священно и церковнослужителей, ежели они согласны будут содержаться на руге, также согла­сен»[4]. Вследствие чего епархиальное начальство отка­зало Камынину в даче разрешения на освящение церк­ви. Тогда Василий Камынин в октябре 1799 года, заявив консистории, что обещанная им узаконенная пропорция земли на содержание будущего причта построенной им церкви отведена и во владение причта утверждена, представил запись, совершённую 13 октября 1799 года в Землянском уездном суде, в которой прописано: отдано Камыниным, «под новопостроенную Землянского уез­да, в сельце его Васильевском церковь из отмежёванной ему в единственное его владение земли 33 десятины, со всеми принадлежащими угодьями, которая земля от него никому иному не продана, не заложена и у кого не в каких крепостях не укреплена, а креплена той церк­ви священно- и церковнослужителям, и будет та земля от него Василия почему-нибудь отойдёт, то должен он такое ж количество десятин дат по способности к той церкви из той же его дачи»[5]. Ввиду этой дарственной записи епархиальным начальством разрешено освятить храм. 27 октября 1799 года церковь освящена[6].

Храм находился за чертой села – между ним и по­мещичьей усадьбою. Площадь, занятая церковью, не­сколько возвышена над общим уровнем местности, на которой расположено село. Но, несмотря на такое вы­годное положение, внешний вид церкви не отличался красотою: четырёхугольная, продолговатая, далеко не изящной архитектуры, об одной главе на непропор­ционально коротком куполе, церковь скорее поражала скромностью своей фигуры, чем величавостью и гра­цией. Храм построен из кирпича на каменном (белого цоколя) фундаменте. В длину от восточной стены ал­таря до западной трапезы церковь имела 32 аршина, в ширину храм между боковых дверей – 15 аршин, ал­тарь и трапезная – по 12 аршин. Высоты около 30 ар­шин. Наружные стены гладкие, оштукатурены. Кровля железная, покрашена зелёной краской. Крест на церкви плотного железа, четырёхгранный, позолоченный. Окна размещены в два яруса: нижнего пояса окна продолго­ватой формы, 3 аршина в высоту и 1½ аршина в ширину с железными решётками; окна верхнего ряда – полуцир­кульные, без решёток. В церковь вели три двери: с за­падной, северной и южной сторон. Все они по материа­лу, форме и размерам одинаковы: деревянные, кованные железом, двустворчатые и выкрашенные зелёною кра­скою; высота их – 3½ аршина, ширина – 2 аршина, отво­ряются все двери внутрь. С церковью была нераздельно соединена одновременно с нею выстроенная каменная колокольня. Она несколько выше церкви, оканчивалась железным позолоченным крестом, укреплённым на восьмигранном шпиле. По форме она четырехугольная, украшена барельефами; на ней 5 колоколов: 1-й весит 40 пуд. 27 ф., 2-й – 26 пуд., 3-й – 11 пуд., 4-й – 5 пуд. 7 ф., 5-й – 24 ф. Церковь была окружена каменною огра­дою; сложена она одновременно с церковью сплошною кладкою. Возле церкви, вне ограды, находилась камен­ная караулка о двух комнатах, разделённых деревянною перегородкой: в одной из них помещалась просфорная, в другой – церковная сторожка[7].

Внутри церковь представляла палату. Стены ошту­катурены, выкрашены голубой масляной краской и по­крыты священною живописью. Пол каменный. Алтарь не отделён от храма капитальною стеною. В длину он имел 10 аршин, в ширину – 9½ аршин. В алтаре 3 окна, в каждой из 3-х стен его по одному. Престол из дубового леса; длина, ширина и высота его одинакова – 1½ ар­шина. Над престолом была устроена массивная круглая сень на 4-х круглых колоннах. Сень окрашена белой краской, карниз – вызолоченными виньетками и баре­льефами; из-под карниза косяками спускались к престо­лу занавеси, прикреплённые к колоннам на 1,5 арши­на выше престола. Занавеси сделаны из проклеенного холста, изнутри выкрашены голубой краской, снаружи позолочены. Колонны закреплены на тумбах, выбелены, оканчиваются верху вызолоченными капителями. Вну­три сень выкрашена в прозрачный голубой цвет, посере­дине её находится изображение Бога Отца, окружённого ангелами. За престолом стоял медный, посеребренный семисвечник с лампадами из разноцветного стекла; по правую сторону от восточного окна помещался запре­стольный крест, по левую – запрестольная икона Божи­ей Матери, над нею на стене в ореховом киоте – храмо­вая икона Владимирской Божией Матери. Жертвенник по форме представлял продолговатый о 4-х ножках стол, покрытый парчою, помещается в нише. В углублении ниже изображена Тайная Вечеря. Недалеко от жертвен­ника, под северным окном, – стол для просфор[8].

Иконостас был сделан из липового дерева; сохра­нился в первоначальном виде и капитальным измене­ниям не подвергался. В описи церковного имущества, составленной в 1809 году, он показан окрашенным «па­левою краскою», а карнизы – покрытыми «голубой с лаком», но в 1867 году перекрашен в белый цвет. Ико­ностас трёхъярусный. Пояса отделяются друг от друга вызолоченными карнизами. Между иконами – выкра­шенные красной краской колонны с позолоченными капителями. Царские двери сделаны под аркою; двери резные, створчатые, украшены золочёною резьбой. На Царских вратах – образ Благовещения, под ним – че­тырёх Евангелистов. Вверху, над Царскими дверями, в полуциркуле арки в сиянии Духа Святого[9].

По правую сторону Царских врат находилась икона Иисуса Христа, сидящего на троне; затем следуют ико­ны – Сретения Господня, Святых митрополитов: Алек­сея Московского, Димитрия Ростовского и Николая Чу­дотворца. На левой стороне – Божия Матерь, сидящая на троне, за Ней иконы: Покрова Пресвятой Богороди­цы, Святого Иоанна Предтечи, Апостола Петра, правед­ной Анны и царицы Елены. На южных дверях, находя­щихся справа от Царских врат – Архангел Гавриил, на северных дверях, находящихся слева от Царских врат – Архангел Михаил. Иконы Спасителя и Божией Матери с серебряными позолоченными венками[10].

Во 2-м поясе: в середине над Царскими дверями – икона Тайной Вечери. По правую сторону иконы: Рож­дества Христова, Богоявления и Преображения Господ­ня. По левую – иконы: Успения Божией Матери, явления Святой Троицы под дубом Мамврийским и Рождества Пресвятой Девы[11].

В середине 3-го пояса – распятие Христово с пред­стоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом; над ними Воскресение Христа. По правую сторону – несение креста Спасителем и далее в круглой раме 6 Апостолов: Пётр, Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп и Варфоломей. По левую – моление о чаше и затем в кру­глой раме 6 других Апостолов: Матфей, Фома, Иаков Алфеев и Симон Зилот, Иуда Иаковлев и Павел[12].

Иконостас заканчивался под сводами храма боль­шим крестом, по правую сторону которого находились ветхозаветные скрижали и первосвященнический ки­дар, по левую – Евангелие и чаша[13].

Перед алтарём возвышается солея над намостом храма на одну ступень, к середине её был приделан полукруглый амвон. На солее перед образом Сретения Господня на резном аналое помещался образ Спасителя в киоте, в серебряной, позолоченной ризе; в последней весу 1 ф. 39 зол. Перед образом Покрова Божией Матери на аналое в киоте – икона храма Владимирской Божией Матери в короне из стразов и в серебряной позолочен­ной ризе; в ней весу 1 ф. 40 зол. По сторонам солеи на­ходились клиросы; они – деревянные столярной работы, перилообразные, выкрашены голубой краской. На пра­вом клиросе стоял большой стол, приспособленный для чтения богослужебных книг; верхняя крышка поката, под ней – просторный ящик. Такого же устройства, но меньших размеров, стол на левом клиросе. По бокам и позади клиросов размещены на аналоях иконы праздни­ков в честь Спасителя, Богоматери и святых. Длина хра­ма от алтаря до трапезной 13 аршин. Она отделялась от храма капитальной стеной с аркой посередине. С правой стороны от неё находилась в позолоченной раме на стене икона Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, по левую в позолоченной раме икона Святителя Митро­фана Воронежского. Ширина трапезной 6,5 аршин[14]*.

В фонде Воронежского губернского исполнитель­ного комитета в списке церквей Землянского уезда на 10 ноября 1922 года значится Владимирская церковь села Васильевское Краснодолинской волости, здание каменное, 200 кв. сажень. Договор с уездным исполни­тельным комитетом не заключён, храм действующий. Произведено изъятие церковных ценностей весом 16 ф. 31 зол.: 3 чаши, 2 креста, 2 дискоса, кадило, лжица, 2 звездицы, 2 оправы с Евангелий, трёхсвечник[15]. Со­гласно справке, выданной Краснодолинским сельсове­том, «…церковь в с. Васильевского не работает с 1935 г., по техническим причинам…»[16]. Аварийность храмов очень широко использовалась властью, в большинстве случаев она была ложной, выдуманной. Церковной об­щине выставлялась за ремонт огромная сумма, которую
община не могла собрать. 19 мая 1938 года по Васильев­ской церкви составлен акт о техническом состоянии, который гласит: «Фундаментные камни – цоколь дали осадку в углах некоторых средних стен, штукатурка наружных стен отвалилась, в результате чего кирпич­ная кладка начала разрушаться – выветривание кир­пича. Карнизные тяги имеют выпады кирпича, крыша негодная в полном основании. С Восточной и Западной стороны стены имеют трещины до 60 мм. С внутрен­ней стороны штукатурка отвалилась до 40 %. Потол­ки в алтаре имеют вид выпуклости-прогиба по причине гниения балок и держащих щитов. Стены имеют про­дольные рассадины как с наружной, так и с внутрен­ней стороны. Штукатурка отвалилась, пол в алтаре прогнил – загнивание грибком. Пол в службе имеет осадки – на основании вышеизложенного комиссия на­ходит: службу производить в церкви опасно, ввиду её ветхости. Предложить церковному совету отремон­тировать церковь капитально с участием тех. над­зора. Срок ремонта устанавливает Президиум РИКа. Комиссия отмечает, что церковь в течение 30 лет не ремонтировалась, в результате чего произошло раз­рушение кирпичной кладки стен, особенно наружных, где выветривание кирпича произошло до 50 %. Комис­сия выехала и произвела осмотр на основании решения Президиума РИКа от 17 мая 1938 г. Комиссия в соста­ве: зав. Коммунального отдела Касторенского РИКа В. В. Вариводина, техника М. Мельникова, инженера строителя сахзавода Ф. М. Беленкова, члена Красно­долинского сельсовета М. Е. Курбатова в присутствии А. Ф. Михаревой»[17].

19 мая 1938 года был составлен акт об отказе общи­ны верующих Васильевской церкви от ремонта: «Мы ниже подписавшиеся комиссия в составе председателя Краснознаменского сельсовета тов. Колбасенко, зав. Райкомхоза Касторенского РИКа тов. Вариводина, тех­ника РИКа тов. Мельникова, председателя церковного совета Васильевской церкви Теплякова Сем. Фил. Ива­новского с/с, Горшеченского района, Курской области, члена церковного совета той же церкви Голубятнико­ва Александра Никоновича, в присутствии священника этой церкви Михарева составили настоящий акт о ни­жеследующем: Осмотрев техническое состояние церк­ви ещё раз убедились в том, что ремонтировать цер­ковь нельзя. Председатель церковного совета Тепляков и член церковного совета Голубятников, заявили, что при разговоре с верующими – последние заявили о невозмож­ности её ремонта, так как она пришла по своей вет­хости в полную негодность, а по заявлению церковного совета ремонт её стоит дороже постройки новой, о чём составили настоящий акт»[18]. Храм закрыт поста­новлением Комиссии по вопросам культов при Президи­уме Курского областного исполнительного комитета от 5 августа 1938 года, протокол № 16: «...Договор с общиной Васильевской церкви Касторенского района растор­гнуть. Церковь закрыть, передав здание Васильевской церкви на снос районного строительства…»[19].

В справке, выданной сельским советом, значится: «Выдана настоящая справка в том, что со стороны верующих с. Васильевка Краснодолинского с/совета Ка­сторенского р-на протеста против закрытия церкви, по техническим соображениям, не поступало»[20].

Примечания:

[1] Священник Венедикт Преображениский. Село Васи­льевское [Текст] / В. Преображениский // Воронежские епар­хиальные ведомости. – 1884. – № 17. – С. 593 – 594.
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] Там же.
[6] Там же. С. 594 – 595.
[7] Там же. С. 595 – 597.
[8] Там же. С. 597.
[9] Там же. С. 598.
[10] Там же.
[11] Там же.
[12] Там же.
[13] Там же.
[14] Там же. С. 599.
* Подробнее о храме и селе смотрите: Священник Вене­дикт Преображениский. Село Васильевское / Воронежские епархиальные ведомости. – 1884. – № 17 – 19.
[15] Собрание сведений о церквях, монастырях, молитвен­ных зданиях, находящихся в уездах Воронежской губернии // ГАВО. Ф. Р-4. Оп. 1. Ед. хр. 473. Л. 66об, 67.
[16] Списки церквей, закрытых по решению облисполко­ма за 1939 – 1941 гг. // ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 4. Ед. хр. 10. Л. 7.
[17] Материалы о закрытии церквей Касторенского района // ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 4. Ед. хр. 36. Л. 86.
[18] Там же. Л. 84
[19] Там же. Л. 80.
[20] Там же. Оп. 4. Ед. хр. 36.

Иерей Александр Шашкин. Из книги "Касторенские святыни".

Архив: РГИА
Шифр: Ф. 799 Оп. 33 Д. 243


Страховая оценка.


Июля 2 дня 1910 г. мы, нижеподписавшиеся, производили оценку строений, принадлежавших Богородицкой церкви села Васильевского (Камынино тож) третьего благочиннического округа, Землянского уезда, Воронежской епархии.

При осмотре строений оказалось, что Богородицкой церкви села Васильевского (Камынино) принадлежат нижеследующие строения:

1. Храм, каменный, снаружи и внутри отштукатурен, крыт железом, окрашен ледянкой. Длина церкви, считая и колокольню, – 40 ½ арш., ширина её – 14 арш. и высота до верха карниза – 15 арш. Больших окон – 15, малых – 6, дверей наружных створчатых – 3. Иконостас длиною 12 арш., высотою 12 арш; оценен оный в три тысячи (3000) руб. Колокольня в три яруса, общей высотой до верха карниза 26 аршин. Ближайшие к церкви чужие строения: амбар землевладельцев Г. Кареловых с юго-западной стороны в 31 саж. Здание храма сохранилось хорошо. Оценена вместе с иконостасом и колокольней в пятнадцать (15000) тысяч руб. Построена в 1798 г.

2. Сторожка при церкви – стены кирпичные, крыта железом. Длиной 12 аршин, высоты 3 ½ аршина, ширина – 13 ½ аршин. Окон 4, дверей 2. Сохранилось здание хорошо. Оценена в пятьсот (500) рублей. Построена в 1890 г.

3. Школа, стены деревянные, длина её – 15 ½ аршин, ширина – 14 аршин, высота стен – 4 аршина, дверей 6, окон 10, сени – 3 аршина; ширина – 14 аршин, высота – 4 аршина, 1 дверь. Школа и сени крыты железом. Сохранилось здание хорошо, оценено в 1200 руб. Построена школа в 1896 г.

Оценку составляли:


Благочинный 3 округа священник Дмитрий Нечаев.
Священник Валерьян Смирнов.
Священник Владимир Вознесенский.
Священник Митрофан Гуляев
Псаломщик Геннадий Бунин.
Церковный староста крестьянин Иван Крючков, а по его безграмотству подписался Егор Лубошев.
Представители от прихожан крестьяне: Василий Макаров и Петр Голубятников, а по их безграмотству подписался Егор Лубошев.
Made on
Tilda