ВАСИЛЬЕВСКОЕ.
ХРАМ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Строителем храма быль помещик Василий Петрович Камынин. В 1787 году он пошёл к епархиальному начальству с прошением о разрешении ему «…в новонаселённой деревне его Васильевской, за дальним оной от приходских церквей расстоянием построить каменным зданием церковь; а до того времени, пока при этой церкви чрез переселение к ней из других деревень моих крестьян, не исполнится приходских ста дворов, а в них не менее мужеского пола четырёхсот душ, я обязываюсь в каждый год будущим священно и церковнослужителям производить по 15 рублей, хлеба озимового по семи и ярового по 8 четвертей, а также отвести землю под церковь, на кладбище, священно и церковнослужителям под селитьбу и на пашню 33 десятины из собственных своих дач и на действительное им навсегда владение – укрепить указную им пропорцию…»
[1]. Почти через 2 года, в начале мая 1789 года, разрешение на строительство церкви было получено Камыниным. В присланной храмозданной грамоте прописано: «Божиею милостью смиренный Иннокентий, епископ Воронежский – по изволению св. Правительствующего всероссийского Синода и по власти данной нам от великого архиерея Господа нашего Иисуса Христа, благословляем мы по прошению епархии нашей, Землянской округи помещика майора Василия Камынина в деревне его, Васильевской, вновь церковь каменным зданием во имя Пресвятыя Богоматери явления иконы ея Владимирския построить. Сего ради кафедрального нашего Благовещенскаго собора чередный иерей имеет оную церковь, с принадлежащим молитвословием заложить, с тем однако ж, чтобы как под кладбище той новой церкви, так под селитьбу и усадьбу и на содержание священно-церковнослужителям указное по силе данной межевым губернским канцеляриям и провинциальным конторам инструкции, число земли в одном месте, а не полосами, в недальнем от тоя церкви расстоянии из дач означенного майора Василия Каманина, по его обязательству, законным порядком справлено, отказано и в действительное их священно-церковнослужителей владение утверждено было прежде освящения тоя церкви не отменно. Когда же храм устроен и всем церковным благолепием снабдён, а земля справлена, отказана и о действительном священно-церковнослужителям тою землёю владении законное утверждение в консисторию представлено будет; тогда и об освящении оного храма и об определении к нему священно-церковнослужителей благословение наше воспоследует. Дана сия грамота в Воронеже за подписанием нашея руки и с приложением печати. Апреля 20 дня 1789 года, которую и велеть хранить в храме, когда устроен будет навсегда»
[2]. К документу приложена сургучная печать с изображением благословляющей руки. Одновременно с храмозданной грамотой был прислан особый указ, в котором, между прочим, предписывалось окружному благочинному взять с Камынина «о произвождении по его обязательству, будущим священно и церковнослужителям денежного и хлебного жалованья, пока на полнен будет приход сотным числом дворов, подписку и прислать оную в консисторию»
[3].
Через 10 лет помещик Василий Камынин донёс епархиальному начальству, что церковь в его деревне Васильевской устроена, и просил об её освящении. Консистория запросила от местного благочинного сведения: действительно ли устроена Камыниным церковь, и все ли обязательства выполнены строителем. Благочинный, представив в консисторию опись церковного имущества вновь устроенной церкви, донёс, что «церковь состоит освящению в готовности..., а указная пропорция земли на содержание священно и церковнослужителей не отведена по взаимному согласию как определённого к этой церкви священника, так и помещика, потому что священник согласился у помещика быть на руге, а помещик как его священника, так и имеющих определяться священно и церковнослужителей, ежели они согласны будут содержаться на руге, также согласен»
[4]. Вследствие чего епархиальное начальство отказало Камынину в даче разрешения на освящение церкви. Тогда Василий Камынин в октябре 1799 года, заявив консистории, что обещанная им узаконенная пропорция земли на содержание будущего причта построенной им церкви отведена и во владение причта утверждена, представил запись, совершённую 13 октября 1799 года в Землянском уездном суде, в которой прописано: отдано Камыниным, «под новопостроенную Землянского уезда, в сельце его Васильевском церковь из отмежёванной ему в единственное его владение земли 33 десятины, со всеми принадлежащими угодьями, которая земля от него никому иному не продана, не заложена и у кого не в каких крепостях не укреплена, а креплена той церкви священно- и церковнослужителям, и будет та земля от него Василия почему-нибудь отойдёт, то должен он такое ж количество десятин дат по способности к той церкви из той же его дачи»
[5]. Ввиду этой дарственной записи епархиальным начальством разрешено освятить храм. 27 октября 1799 года церковь освящена
[6].
Храм находился за чертой села – между ним и помещичьей усадьбою. Площадь, занятая церковью, несколько возвышена над общим уровнем местности, на которой расположено село. Но, несмотря на такое выгодное положение, внешний вид церкви не отличался красотою: четырёхугольная, продолговатая, далеко не изящной архитектуры, об одной главе на непропорционально коротком куполе, церковь скорее поражала скромностью своей фигуры, чем величавостью и грацией. Храм построен из кирпича на каменном (белого цоколя) фундаменте. В длину от восточной стены алтаря до западной трапезы церковь имела 32 аршина, в ширину храм между боковых дверей – 15 аршин, алтарь и трапезная – по 12 аршин. Высоты около 30 аршин. Наружные стены гладкие, оштукатурены. Кровля железная, покрашена зелёной краской. Крест на церкви плотного железа, четырёхгранный, позолоченный. Окна размещены в два яруса: нижнего пояса окна продолговатой формы, 3 аршина в высоту и 1½ аршина в ширину с железными решётками; окна верхнего ряда – полуциркульные, без решёток. В церковь вели три двери: с западной, северной и южной сторон. Все они по материалу, форме и размерам одинаковы: деревянные, кованные железом, двустворчатые и выкрашенные зелёною краскою; высота их – 3½ аршина, ширина – 2 аршина, отворяются все двери внутрь. С церковью была нераздельно соединена одновременно с нею выстроенная каменная колокольня. Она несколько выше церкви, оканчивалась железным позолоченным крестом, укреплённым на восьмигранном шпиле. По форме она четырехугольная, украшена барельефами; на ней 5 колоколов: 1-й весит 40 пуд. 27 ф., 2-й – 26 пуд., 3-й – 11 пуд., 4-й – 5 пуд. 7 ф., 5-й – 24 ф. Церковь была окружена каменною оградою; сложена она одновременно с церковью сплошною кладкою. Возле церкви, вне ограды, находилась каменная караулка о двух комнатах, разделённых деревянною перегородкой: в одной из них помещалась просфорная, в другой – церковная сторожка
[7].
Внутри церковь представляла палату. Стены оштукатурены, выкрашены голубой масляной краской и покрыты священною живописью. Пол каменный. Алтарь не отделён от храма капитальною стеною. В длину он имел 10 аршин, в ширину – 9½ аршин. В алтаре 3 окна, в каждой из 3-х стен его по одному. Престол из дубового леса; длина, ширина и высота его одинакова – 1½ аршина. Над престолом была устроена массивная круглая сень на 4-х круглых колоннах. Сень окрашена белой краской, карниз – вызолоченными виньетками и барельефами; из-под карниза косяками спускались к престолу занавеси, прикреплённые к колоннам на 1,5 аршина выше престола. Занавеси сделаны из проклеенного холста, изнутри выкрашены голубой краской, снаружи позолочены. Колонны закреплены на тумбах, выбелены, оканчиваются верху вызолоченными капителями. Внутри сень выкрашена в прозрачный голубой цвет, посередине её находится изображение Бога Отца, окружённого ангелами. За престолом стоял медный, посеребренный семисвечник с лампадами из разноцветного стекла; по правую сторону от восточного окна помещался запрестольный крест, по левую – запрестольная икона Божией Матери, над нею на стене в ореховом киоте – храмовая икона Владимирской Божией Матери. Жертвенник по форме представлял продолговатый о 4-х ножках стол, покрытый парчою, помещается в нише. В углублении ниже изображена Тайная Вечеря. Недалеко от жертвенника, под северным окном, – стол для просфор
[8].
Иконостас был сделан из липового дерева; сохранился в первоначальном виде и капитальным изменениям не подвергался. В описи церковного имущества, составленной в 1809 году, он показан окрашенным «палевою краскою», а карнизы – покрытыми «голубой с лаком», но в 1867 году перекрашен в белый цвет. Иконостас трёхъярусный. Пояса отделяются друг от друга вызолоченными карнизами. Между иконами – выкрашенные красной краской колонны с позолоченными капителями. Царские двери сделаны под аркою; двери резные, створчатые, украшены золочёною резьбой. На Царских вратах – образ Благовещения, под ним – четырёх Евангелистов. Вверху, над Царскими дверями, в полуциркуле арки в сиянии Духа Святого
[9].
По правую сторону Царских врат находилась икона Иисуса Христа, сидящего на троне; затем следуют иконы – Сретения Господня, Святых митрополитов: Алексея Московского, Димитрия Ростовского и Николая Чудотворца. На левой стороне – Божия Матерь, сидящая на троне, за Ней иконы: Покрова Пресвятой Богородицы, Святого Иоанна Предтечи, Апостола Петра, праведной Анны и царицы Елены. На южных дверях, находящихся справа от Царских врат – Архангел Гавриил, на северных дверях, находящихся слева от Царских врат – Архангел Михаил. Иконы Спасителя и Божией Матери с серебряными позолоченными венками
[10].
Во 2-м поясе: в середине над Царскими дверями – икона Тайной Вечери. По правую сторону иконы: Рождества Христова, Богоявления и Преображения Господня. По левую – иконы: Успения Божией Матери, явления Святой Троицы под дубом Мамврийским и Рождества Пресвятой Девы
[11].
В середине 3-го пояса – распятие Христово с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом; над ними Воскресение Христа. По правую сторону – несение креста Спасителем и далее в круглой раме 6 Апостолов: Пётр, Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп и Варфоломей. По левую – моление о чаше и затем в круглой раме 6 других Апостолов: Матфей, Фома, Иаков Алфеев и Симон Зилот, Иуда Иаковлев и Павел
[12].
Иконостас заканчивался под сводами храма большим крестом, по правую сторону которого находились ветхозаветные скрижали и первосвященнический кидар, по левую – Евангелие и чаша
[13].
Перед алтарём возвышается солея над намостом храма на одну ступень, к середине её был приделан полукруглый амвон. На солее перед образом Сретения Господня на резном аналое помещался образ Спасителя в киоте, в серебряной, позолоченной ризе; в последней весу 1 ф. 39 зол. Перед образом Покрова Божией Матери на аналое в киоте – икона храма Владимирской Божией Матери в короне из стразов и в серебряной позолоченной ризе; в ней весу 1 ф. 40 зол. По сторонам солеи находились клиросы; они – деревянные столярной работы, перилообразные, выкрашены голубой краской. На правом клиросе стоял большой стол, приспособленный для чтения богослужебных книг; верхняя крышка поката, под ней – просторный ящик. Такого же устройства, но меньших размеров, стол на левом клиросе. По бокам и позади клиросов размещены на аналоях иконы праздников в честь Спасителя, Богоматери и святых. Длина храма от алтаря до трапезной 13 аршин. Она отделялась от храма капитальной стеной с аркой посередине. С правой стороны от неё находилась в позолоченной раме на стене икона Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, по левую в позолоченной раме икона Святителя Митрофана Воронежского. Ширина трапезной 6,5 аршин
[14]*.
В фонде Воронежского губернского исполнительного комитета в списке церквей Землянского уезда на 10 ноября 1922 года значится Владимирская церковь села Васильевское Краснодолинской волости, здание каменное, 200 кв. сажень. Договор с уездным исполнительным комитетом не заключён, храм действующий. Произведено изъятие церковных ценностей весом 16 ф. 31 зол.: 3 чаши, 2 креста, 2 дискоса, кадило, лжица, 2 звездицы, 2 оправы с Евангелий, трёхсвечник
[15]. Согласно справке, выданной Краснодолинским сельсоветом, «…церковь в с. Васильевского не работает с 1935 г., по техническим причинам…»
[16]. Аварийность храмов очень широко использовалась властью, в большинстве случаев она была ложной, выдуманной. Церковной общине выставлялась за ремонт огромная сумма, которую
община не могла собрать. 19 мая 1938 года по Васильевской церкви составлен акт о техническом состоянии, который гласит: «Фундаментные камни – цоколь дали осадку в углах некоторых средних стен, штукатурка наружных стен отвалилась, в результате чего кирпичная кладка начала разрушаться – выветривание кирпича. Карнизные тяги имеют выпады кирпича, крыша негодная в полном основании. С Восточной и Западной стороны стены имеют трещины до 60 мм. С внутренней стороны штукатурка отвалилась до 40 %. Потолки в алтаре имеют вид выпуклости-прогиба по причине гниения балок и держащих щитов. Стены имеют продольные рассадины как с наружной, так и с внутренней стороны. Штукатурка отвалилась, пол в алтаре прогнил – загнивание грибком. Пол в службе имеет осадки – на основании вышеизложенного комиссия находит: службу производить в церкви опасно, ввиду её ветхости. Предложить церковному совету отремонтировать церковь капитально с участием тех. надзора. Срок ремонта устанавливает Президиум РИКа. Комиссия отмечает, что церковь в течение 30 лет не ремонтировалась, в результате чего произошло разрушение кирпичной кладки стен, особенно наружных, где выветривание кирпича произошло до 50 %. Комиссия выехала и произвела осмотр на основании решения Президиума РИКа от 17 мая 1938 г. Комиссия в составе: зав. Коммунального отдела Касторенского РИКа В. В. Вариводина, техника М. Мельникова, инженера строителя сахзавода Ф. М. Беленкова, члена Краснодолинского сельсовета М. Е. Курбатова в присутствии А. Ф. Михаревой»
[17].
19 мая 1938 года был составлен акт об отказе общины верующих Васильевской церкви от ремонта: «Мы ниже подписавшиеся комиссия в составе председателя Краснознаменского сельсовета тов. Колбасенко, зав. Райкомхоза Касторенского РИКа тов. Вариводина, техника РИКа тов. Мельникова, председателя церковного совета Васильевской церкви Теплякова Сем. Фил. Ивановского с/с, Горшеченского района, Курской области, члена церковного совета той же церкви Голубятникова Александра Никоновича, в присутствии священника этой церкви Михарева составили настоящий акт о нижеследующем: Осмотрев техническое состояние церкви ещё раз убедились в том, что ремонтировать церковь нельзя. Председатель церковного совета Тепляков и член церковного совета Голубятников, заявили, что при разговоре с верующими – последние заявили о невозможности её ремонта, так как она пришла по своей ветхости в полную негодность, а по заявлению церковного совета ремонт её стоит дороже постройки новой, о чём составили настоящий акт»
[18]. Храм закрыт постановлением Комиссии по вопросам культов при Президиуме Курского областного исполнительного комитета от 5 августа 1938 года, протокол № 16: «...Договор с общиной Васильевской церкви Касторенского района расторгнуть. Церковь закрыть, передав здание Васильевской церкви на снос районного строительства…»
[19].
В справке, выданной сельским советом, значится: «Выдана настоящая справка в том, что со стороны верующих с. Васильевка Краснодолинского с/совета Касторенского р-на протеста против закрытия церкви, по техническим соображениям, не поступало»
[20].
Примечания: [1] Священник Венедикт Преображениский. Село Васильевское [Текст] / В. Преображениский // Воронежские епархиальные ведомости. – 1884. – № 17. – С. 593 – 594.
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] Там же.
[6] Там же. С. 594 – 595.
[7] Там же. С. 595 – 597.
[8] Там же. С. 597.
[9] Там же. С. 598.
[10] Там же.
[11] Там же.
[12] Там же.
[13] Там же.
[14] Там же. С. 599.
* Подробнее о храме и селе смотрите: Священник Венедикт Преображениский. Село Васильевское / Воронежские епархиальные ведомости. – 1884. – № 17 – 19.
[15] Собрание сведений о церквях, монастырях, молитвенных зданиях, находящихся в уездах Воронежской губернии // ГАВО. Ф. Р-4. Оп. 1. Ед. хр. 473. Л. 66об, 67.
[16] Списки церквей, закрытых по решению облисполкома за 1939 – 1941 гг. // ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 4. Ед. хр. 10. Л. 7.
[17] Материалы о закрытии церквей Касторенского района // ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 4. Ед. хр. 36. Л. 86.
[18] Там же. Л. 84
[19] Там же. Л. 80.
[20] Там же. Оп. 4. Ед. хр. 36.
Иерей Александр Шашкин. Из книги "Касторенские святыни".